Учёные из Оксфордского университета провели исследование среди подростков и пришли к выводу, что дети старшего школьного возраста должны проводить за компьютером до 257 минут в день. Именно такое количество времени может оказать положительное влияние на их развитие (за него дети смогут найти что-то новое в Сети без вреда для собственного здоровья или разгрузить мозг, погрузившись в сетевую игру). А вот после истечения 257 минут подростковый мозг начинает уставать от избыточной нагрузки. К сожалению, в действительности дети проводят за компьютером намного больше времени. Почему так происходит?
Прежде всего детей, как говорят психологи, затягивают сетевые игры. Избавиться от них, если ребёнок подсел, очень и очень сложно. У современных психологов даже появился новый термин "компьютерное вдовство". Это уход человека из семьи в виртуальный мир. А болезненная зависимость от сетевых компьютерных игр называется "кибераддикция".
– Если говорить о технической стороне, то разработчики обдуманно подходят к играм, которые они запускают, – говорит Татьяна Метелева, руководитель реабилитационной программы "Двойной диагноз" Клиники доктора Исаева. – Они следят за тем, чтобы эти игры были захватывающим и интерактивными, создавая сложные игры, удерживающие внимание игрока от начала до конца. Забавно, но у большинства видеоигр нет конца – даже те, у которых есть конец, осваиваются годами. Разработчики заставляют геймеров поверить в то, что успех не за горами, поэтому они продолжают играть, что приводит к зависимости от видеоигр или онлайн-игр.
Родителям не стоит обманывать себя и верить, что ребёнок просто развлекается и при желании сможет вырваться из объятий компьютера.
Забавно, но у большинства видеоигр нет конца – даже те, у которых есть конец, осваиваются годами. Татьяна Метелева
– По сути, у подростка, который проводит всё больше времени за компьютером, развивается компульсивное расстройство поведения, которое заставляет его жаждать вернуться к игре. Как и при любом другом виде зависимости, со временем становятся очевидными физические признаки, такие как постоянная усталость, снижение трудоспособности, потеря других интересов, замкнутость, – говорит эксперт. – Даже не подозревая об этом, подростки начинают пренебрегать другими важными сферами жизни, которые когда-то были для них важны. Игра – это виртуальный мир, где можно удовлетворить социальные потребности, которые сложнее даются подросткам в социуме. Они получают намного более обширный спектр эмоций в виртуальном мире, чем в "обычном".
В отличие от наркотической и алкогольной зависимости, говорит эксперт, лечение компьютерной зависимости состоит в помощи подростку со стороны взрослых.
– Лучше всего, конечно, обратиться к психологу. Он сможет вычислить первопричины проблем, – отмечает Татьяна. – Ведь доказано, что подросток ищет в этих играх выход накопившемуся стрессу и неудовлетворённым потребностям, чтобы справиться с трудными обстоятельствами и эмоциями.
Впрочем, родителям также необходимо оказать своим детям посильную помощь. Для этого можно следовать советам, которые опубликовал на своей странице Роспотребназдор.
В частности, эксперты призывают старших членов семьи наладить отношения с детьми, завоевать их доверие. Важно добиться того, чтобы дети рассказывали о своих проблемах и переживаниях им, а не незнакомцам в Сети. Для начала, например, можно вместе посидеть за компьютером – пусть ребёнок покажет, чем его так привлекает Интернет, в каких сообществах он общается, во что играет.
Кроме того, говорят эксперты, полезно вводить приятные домашние традиции – например, общение семьи за обеденным столом во время совместного чаепития. Во время выходных и праздничных дней, каникул стоит всем вместе ходить на прогулки, в парки, в кино, в музеи, посещать различные выставки.
Ребёнка помимо прочего можно записать в спортивную секцию или творческий кружок. Главное, не заставлять сына или дочь идти туда, куда хотят родители, а предоставить им право выбора. Если ваши сын или дочь сопротивляются другим хобби и говорят, что их интересуют лишь компьютеры, их можно записать в кружок программирования, где под руководством опытных преподавателей они смогут развить свои навыки.