В октябре страну потрясли две похожие друг на друга авиакатастрофы с участием военных самолётов. В Ейске на девятиэтажный дом упал Су-34, частично разрушив здание, – пилоты катапультировались, при этом погибло 15 человек. Спустя несколько дней Су-30 протаранил частный дом уже в Иркутске, скончались только лётчики.
Мало кто знает, но в СССР самолёты тоже влетали в жилые дома. Самый известный случай произошёл в 1976 году в Новосибирске. Однако в тот раз пилот действовал намеренно.
Прелюдия
В 1971-м у Владимира Серкова случился приступ эпилепсии, что не помешало ему на следующий год окончить Бугурусланское лётное училище. В год выпуска он женился, в браке родился сын.
В 1973 году Серков устроился на работу в 116-й лётный отряд Новосибирского ОАО. До запланированной авиакатастрофы пилот дважды получал травмы головы, после чего жаловался на внутричерепные боли, но не обращался к врачам, опасаясь, что возникнут проблемы с работой. Были и серьёзные ментальные проблемы – он не раз пытался симулировать самоубийство, о чём позже рассказывала следователям его супруга Татьяна.
Из-за разлада в семье она вернулась к родителям, у которых жила в год трагедии. За несколько дней до тарана подала на развод. 23-летний Серков улетел из Новосибирска в командировку в Барабинск, а когда вернулся, не только получил повестку о разводе, но и увидел на улице супругу в обществе мужчины. Согласно данным комиссии, которая расследовала дело (текст доступен на сайте airdisaster.ru, где собрана единая база данных об авиакатастрофах), лётчик дождался, пока мужчина отойдёт, и ударил Татьяну. Их конфликт продолжился в тёщиной квартире.
Житель Новосибирска Александр Бучатский сообщил Metro, что знал человека, который в то время общался с лётчиком – жили в одном дворе.
– Он мне рассказывал, что жена Серкова истеричкой была. Они вроде бы из квартиры его выживали. Вечные скандалы, разборки и ругань... Тёща, естественно, за дочь стояла горой. Сам Серков в алкоголизме замечен не был. Просто у него случился нервный срыв, что и привело к трагедии.
На работе у Серкова всё шло неплохо, пока не одолели семейные неурядицы. Его уже назначили командиром воздушного судна (до этого был вторым пилотом) и хотели даже продвигать по службе.
Переночевав у матери после ссоры с супругой, Серков оставил предсмертную записку, заявив о намерении убить жену с сыном, поскольку "нервы не выдерживали".
26 сентября 1976 года ранним утром неуравновешенный пилот прибыл в аэропорт Северный. Официально – чтобы вернуться в Барабинск, где у него осталась незавершённая работа. Но в планах у него было совсем иное.
Бывший сотрудник аэропорта Владимир Яковенко рассказал на камеру, что произошло в день, когда лётчик сошёл с ума (видео предоставил Metro музей "Заельцовка"): "Серков пришёл на вылет, получил задание, которое подписали. Пришёл с бумагой, техник посмотрел – и спокойно отпустил его к самолёту. Рядом был отдел перевозок. Серков сказал второму пилоту: "Может, груз до Барабинска есть? Сходи узнай". Затем обратился к технику: "Колодки убери. Я сразу мотор прогрею – и мы порулим, как второй пилот вернётся". Техник в кабину не смотрел, конечно – встал у крыла, закрылся от ветра. Самолёт поехал – техник помахал рукой. И всё! Дверь же закрыта была. Ну раз закрыта, наверное, зашёл второй пилот. Как Серков взлетел, так доложил: "Я борт такой-то. Ищите меня на улице Степной". А я в этот день дежурил по предприятию. Нашли меня, сообщили "радость". Мол, взлетел вот, крутится. И я давай уговаривать: "Брось, успокойся!" А он планы имел – влететь в окна квартиры на 4-м этаже панельного дома..."
Как ни уговаривали Серкова одуматься, он всё-таки врезался в жилое здание.
На видео Владимир Семёнович вспоминает, как Серков обманул всех, чтобы исполнить коварный план. Тайм-код его рассказа: 05:17 - 07:45.
Катастрофа
Жительница Новосибирска Юлия Кукелко своими глазами видела самолёт перед тараном.
– Он долго кружил над нашим домом, снёс антенны, – сказала Metro Юлия. – Я сидела у окна, родители ещё спали. Самолёт покружил-покружил, а потом влетел в дом.
Серков врезался в стену первого подъезда, где жили его тесть с тёщей. Из-за того, что там рос высокий тополь, он не смог как следует "прицелиться" и угодил в лестничный пролёт между 3-м и 4-м этажами. Это уберегло панельный дом от более значительных разрушений.
– Панели в этой серии домов – навесные, не несущие, – пояснил Metro Ярослав Полуэктов, видевший последствия тарана своими глазами – тогда он учился на пятом курсе архитектурного факультета НИСИ. – Можно было хоть все наружные панели выдернуть – дом бы не сложился как карточный. А самолёт тот был слабеньким, почти игрушка с резиновым мотором: он энергию потратил на разрушение наружной панели, а дальше, к конструктиву из поперечных стеновых панелей и панелей перекрытий, не проник: уткнулся крыльями, остановился. Так что дому повезло; чего не скажешь о погибших людях.
Отлетавший 15 лет Ан-2 (в народе – "кукурузник") в результате тарана частично разрушился, его двигатель отскочил на лестницу. Произошло возгорание авиационного бензина (Ан-2 был заправлен 800 литрами). Горящее топливо стекало вниз, на первый этаж.
– Вот, что я увидел, когда оказался на месте: из здания торчал фюзеляж и, кажется, четыре крыла, под небольшим наклоном – градусов 10–15, – поделился воспоминаниями Полуэктов. – Серёдка самолёта угодила в лестничную клетку. Площадь обугленности здания была небольшой: видимо, быстро потушили. Что-то от самолёта отвалилось от удара и взрыва и валялось во дворе.
Серков погиб мгновенно. На месте скончались ещё трое: двое детей и их тётя. 11 жильцов получили ранения и ожоги разной степени тяжести.
Жилплощадь тестя и тёщи лётчика сгорела, но их самих дома не было – как и его супруги с сыном.
– Мы тогда подумали, началась война! – описала свои ощущения Metro Юлия Кукелко. – Мой отец тут же помчался спасать людей. Было очень страшно. Люди прыгали из окон, с балконов. Я кричала: "Папа, спаси кошку!" Она сгорела у нас на глазах...
Жатва Серкова
Ещё один очевидец, будущий журналист газеты "Вечерний Новосибирск" Валерий Мельников, проснулся от оглушительного взрыва, хотя жил в другом доме. Его крепкий сон после шестидневной недели на стройке как рукой сняло.
С улицы мгновенно стал нарастать гул голосов. Он выглянул в окно – соседний дом оказался в дыму. Самолёт влетел в него с обратной стороны, обломки лежали там же, поэтому Мельников не понял, что случилось. Но побежал спасать людей не раздумывая. События для него разворачивались с той стороны дома, где не было подъездов.
– На балконах молили о спасении полураздетые, мало что понимающие люди, – рассказал Metro Валерий Григорьевич. – Когда я выскочил из дома, им уже помогали – самые отважные парни ловко взбирались по балконам, чтобы передавать вниз женщин и детей (мужчины слезали сами). Кто-то начал выбрасывать из окон одеяла и простыни, которые прохожие расправляли внизу, чтобы ловить пострадавших. И всё же большинство спускалось по балконам с помощью тех бравых парней – спасатели в лице пожарных прибыли, когда почти все потерпевшие уже были эвакуированы.
Мельников находился среди тех, кто внизу ловил на одеяла самых маленьких – их спасение было в приоритете. Детей скидывали родители в отчаянной попытке сберечь чад от мучительной гибели в огне.
– Прошло столько лет, но я до сих пор вспоминаю малыша лет 4-5, которого передавали с верхних этажей. Когда дошли до второго, отец ребёнка пытался сбросить его нам (на фото выше – №1. – Прим. Metro). Мальчишка отчаянно цеплялся за него. Он не понимал, почему папа пытается сбросить его, и хватался за него изо всех своих небольших сил. Когда он всё-таки упал к нам на байковое одеяло и пополз по нему, я разглядел на его спине жуткие волдыри, вероятно возникшие из-за горевшего топлива. Позже я узнал, что малыш умер в больнице.
Ещё Мельников на всю жизнь запомнил стоявшую на подоконнике окна верхнего пятого этажа девушку лет 18 в ночнушке (на фото выше – №2. – Прим. Metro). Вся её фигура источала отчаяние и немудрено: дым валил ей прямо в окно.
– Её уговорили спрыгнуть женщины, натянув хлипкую простыню, – рассказал новосибирец. – Взяли пример с нас, но мы-то пользовались более надёжными одеялами. Квартира той девушки была расположена в соседнем подъезде, и она могла сама спуститься на улицу, но роковую роль сыграла паника. Поддавшись на уговоры, она прыгнула вниз. Звук страшного удара её тела о землю до сих пор звучит у меня в голове, с тех пор я не могу ходить мимо того места без содрогания. Получив тяжёлые травмы от удара о землю, несчастная поднялась, но потом я увидел, как из её носа и рта потекла кровь. Позже она скончалась. Одна из тёток, что её ловили, замахнулась на другую, не удержавшую простыню...
В тот день Мельников приложил руку к спасению младенца. На пятом этаже, где не было балкона, появилась женщина – она была в отчаянии (на фото выше – №3. – Прим. Metro). Несчастная держала малыша, а из-за её спины в небо поднимались клубы чёрного дыма. Внизу она увидела, как пять человек растянули одеяло.
– Как сейчас помню, мама была с распущенными длинными волосами, – пояснил Мельников. – Она вытянула руки с младенцем как можно дальше из окна и разжала их. Младенца мы приняли на одеяло, он подскочил как мячик – и тут же его кто-то поймал. Потом маме ребёнка передали лестницу пожарные, по ней она перебралась на соседний балкон. Это нужно было видеть! Все внизу замерли, когда она ползла по лестнице, а каково было ей?! Спасённый младенец впоследствии вырос в крепкого и высокого парня.
Скорая прибыла на место авиакатастрофы раньше пожарных. Вскоре в местную больницу № 34 стали поступать первые пациенты.
По словам Валерия Мельникова, на другой день место трагедии обнесли забором и всех, кто задерживался возле, забирали в милицию.
– Замела милиция и меня. Я в то время работал на стройке и возвращался домой поздно вечером. Остановился перед забором в недоумении, тут меня и пригласили в "бобик". В отделении об инциденте не говорили, просто выяснили, что я трезвый, и отпустили. Быстро разобрались в ситуации, даже вернули бутылку вина. Сейчас живу в том же доме, из окна моей квартиры тот самый, "самолётный" дом не видно, как раньше. О самой трагедии уже мало кто помнит. Даже дом перестали называть "самолётным"...
Боль не сломила
В одной из разрушенных квартир жила семья Ивановых (фамилия изменена по просьбе пострадавшей. – Прим. Metro.). Супруги Владимир и Маргарита, их маленькие дети – 4-летний Егор и 5-месячная Аня – готовились ехать на дачу. Серков страшным образом вмешался в эти планы.
Спастись удалось только половине семьи – выжили Владимир и его дочь. Егор скончался от ожогов в больнице. Маргарита, потерявшая здоровье из-за пожара, умерла позже, и Владимир воспитывал дочь в одиночку.
– Нашу историю рассекретили недавно, – рассказала Metro Анна, дав своё первое интервью об этой трагедии. – Теперь каждую осень меня ищут корреспонденты, устала от этого внимания! Папа больше не женился, воспитывал меня вместе с бабушкой. Мы переехали в трёхкомнатную квартиру в новом доме, недалеко от старого. Дало ли квартиру государство в качестве компенсации – не знаю. Дед погиб на войне, может, выделили бабушке как вдове участника. Я закончила школу, потом – институт. Вышла замуж, есть три дочки. Хоть и живу недалеко от того места, так ни разу там и не побывала. Всё-таки мне было 5 месяцев... То, что я тогда выжила, не считаю чудом. Чудо то, что 32-летний мужчина, потерявший любимых жену и сына, не опустил руки, не спился. А нашёл смысл жизни в воспитании дочки! То, что у меня всё хорошо, – его заслуга. Увы, в 2020 году папы не стало.
Анна старалась никогда не обсуждать с отцом события того дня – не хотела трогать тему, которая могла причинить ему боль.
Постскриптум
После инцидента появился приказ, который многое изменил в лётном деле. К здоровью пилотов начали относиться строже, кроме того, стали тщательнее следить за обстановкой в семье.
– Правда, участились доносы, – подчеркнул в беседе с Metro заслуженный лётчик России Юрий Сытник. – Приказы хороши, но главное, чтобы общество было морально устойчивым.
Факты27 марта 1972 года в Ворошиловграде (ныне – Луганск) самолёт Ан-2 врезался в 4-этажный дом. Командир Тимофей Шевкунов сказал второму пилоту, что идёт есть, а сам направился на стоянку, взял у дежурного ключи от самолёта, и взлетел в 8 утра. Направил самолёт на свою квартиру, но врезался чуть выше. Погиб на месте, больше жертв не было. Выяснилось, что на протяжении 13 лет жизни с супругой постоянно с ней ссорился, нередко – дрался. Накануне тарана тоже была ссора. Жена позже рассказала, что муж часто угрожал, что совершит подобное на самолёте, однако на работе об этом не знали. 21 августа 1994 года 32-летний командир авиакомпании Royal Air Maroc Инес Хаяти влетел на ATR-42 в горы Атлас (самолёт летел рейсом Агадир – Касабланка). Он не выдержал расставания с любимой накануне свадьбы, а через неделю пошёл на отчаянный шаг. Уже через 10 минут после взлёта Хаяти отклонился от курса. На борту были четверо его коллег и 40 пассажиров, в том числе – принц Кувейта с супругой. Второй пилот пытался остановить Хаяти, но успехом его попытки не увенчались. 24 марта 2015 года 27-летний второй пилот А-320 авиакомпании Germanwings Андреас Лубиц “сошёл с ума” во время рейса Барселона – Дюссельдорф. “Чёрные ящики” показали, что он заперся в кабине, когда командир вышел в туалет. Ему кричали: “Открой дверь, ради бога! Открой эту чёртову дверь!”, однако Лубиц не отзывался. Самолёт стал резко снижаться, пока не столкнулся с землёй – погибло 150 человек (из них 6 – члены экипажа). Позже стало известно, что Лубиц незадолго до инцидента расстался с девушкой, после чего лечился от депрессии.
Читайте также: