Как отношения с родителями мешают стать успешным предпринимателем

В центре "Моя работа" прошёл бизнес-девичник, ключевым событием которого стал семинар бизнес-психолога о предпринимательском мышлении
Как отношения с родителями мешают стать успешным предпринимателем
BearFotos / Copyright (c) 2024 BearFotos/Shutterstock
По мнению психолога, отношения начальника и подчинённого чаще всего напоминают детско-родительские отношения.

Участницы узнали, чем отличается психология предпринимателя и наёмного сотрудника и почему так трудно сделать карьеру и начать свой бизнес, если не налажены отношения с родителями, братьями и сёстрами.

– Отношения в найме для нашей психики – это повторение семейных сценариев, – рассказывает Metro бизнес-психолог Алла Семенюк. – Наши претензии к начальнику напоминают обиды на родителей. Например, если сотрудница постоянно жалуется: "Марья Петровна меня не ценит, не замечает", – это часто повторение её отношений с мамой. Даже если сменить начальницу, эмоциональное состояние останется прежним – ощущение недооценённости никуда не денется.

Психолог также объяснила, что соперничество с коллегами, интриги и сплетни в коллективе похожи на отношения с братьями и сёстрами. 

– Предположим, кому-то дали премию на две копейки больше и все смотрят на счастливчика и думают: "Вот бы ты подавился!" В детстве мы точно так же думали, когда родители покупали что-то нашим братьям, а нам – нет, – приводит пример Семенюк. – Таким образом, детское стукачество и "подставляшки" перекочёвывают во взрослую жизнь, только теперь они направлены на коллег.

В какой-то момент у "угнетённого" сотрудника может начаться так называемый подростковый бунт: "Я не хочу, чтобы надо мной кто-то стоял и говорил, как мне жить и на что тратить мою премию!" 

– И на этой агрессивной энергии большинство людей открывают свои бизнесы, – продолжает психолог. – Начинающие предприниматели хотят доказать "родителям", что сами чего-то стоят в этой жизни и не намерены больше никому подчиняться. К сожалению, энергии протеста хватает только на год, потом люди сдуваются. Именно по этой причине 50% бизнесов рушится в первый год.

Чтобы выжить, важно не только быть эмоционально готовым к свободе, но и развивать профессионализм, системность и хладнокровие. 

– Если предприниматель не осознаёт, что вместе со свободой приходит ответственность, необходимость играть по правилам и быть последовательным, то он вылетает с рынка, – говорит психолог. – ИП ликвидируется, налоги гасятся, и он возвращается к пресловутой Марье Петровне с мыслью: "Пусть она со всем этим "г" парится, а я буду спокойно работать несколько часов в день и стабильно получать зарплату". 

Если же человек успел наработать необходимые компетенции или нашёл системного партнёра, который может ему объяснить, что "планёрка начнётся в 8 утра, и не в трусах, а в приличных штанах", то у бизнеса появляется шанс. 

– Однако на этом этапе, когда запал доказать свою крутизну и независимость уже прошёл, у предпринимателей нередко появляются страхи – я разорюсь, я стану бомжом на вокзале, меня посадят в тюрьму, – рассказывает психолог. – Чтобы справиться с этими страхами, нужно представить самый страшный вариант развития событий и пережить его внутри по максимуму. Например, представьте, что вы нищий, грязный и пьяный стоите перед аудиторией и вас закидывают яйцами. Но при этом вы живы, у вас есть две руки, две ноги, голова и вы можете из этой точки снова выстраивать свою жизнь. Вы точно сможете это пережить! Тогда чего бояться? 

Также психолог отмечает, что многие предприниматели сталкиваются с синдромом самозванца, недооценивая свои достижения. Они представляют свой бизнес как "проектик", ожидая одобрения и любви от клиентов, вместо того чтобы фокусироваться на их реальных потребностях.

– Чтобы справиться с синдромом самозванца, важно признать свои достижения и перестать сравнивать себя с другими, – советует Алла Семенюк. – Начинайте с малого: фиксируйте свои успехи, даже если они кажутся незначительными. И помните, что клиентам важны не ваши переживания, а качество продукта или услуги.

Для налаживания отношений с клиентами психолог рекомендует:

1. Изучать их потребности. Не пытайтесь продать то, что вам нравится, а узнайте, что нужно вашей аудитории.

2. Быть честным и прозрачным. Клиенты ценят искренность и готовы прощать ошибки, если видят, что вы работаете над их устранением.

3. Не бояться критики. Воспринимайте её как возможность для роста, а не как личное оскорбление.

Многие предприниматели через год адской жизни начинают себя воспринимать "понюхавшими порох" и думать, что самый тяжёлый отрезок бизнес-пути позади.  

– У них возникает мысль: "Вот сейчас я выйду на "крейсерскую скорость", найму команду, выйду из операционки и расслаблюсь. А расслабиться всё равно не получается. В результате ещё 75% бизнесов из оставшихся 50% разваливаются в первые 5 лет, – объясняет Алла Семенюк. – Остаются только те, кто смог адаптироваться к взрослому миру и понял, что предпринимательство – это не только про свободу, но и про ответственность. И только те, кто готов к этому балансу, достигают долгосрочного успеха.