В 2018 году Оксфордский словарь выбрал слово года. Им стало прилагательное toxic – ядовитый, вредный, отравляющий.
С тех пор оно стало использоваться в переносном негативном значении: токсичный человек (он же токсик), токсичный коллектив, токсичные отношения, токсичная среда.
Metro совместно с экспертом выяснило, кто такие токсичные коллеги и как себя с ними вести без ущерба для психики.
Как вычислить токсика в коллективе
– Токсичный человек часто присваивает себе чужие заслуги, перекладывает ответственность на других; если ошибается, то сваливает вину на коллег, – объясняет Metro Марина Гарбажа, психолог, консультант по личностному развитию.
Кроме того, такие люди очень любят (по)хвастаться и преувеличивать свои достижения, и принижать ваши достоинства.
Критика из принципа, а не из конструктива – кредо вашего токсичного коллеги.
Марина Гарбажа, психолог, консультант по личностному развитию
К токсичным деталям поведения можно отнести такие мелкие, на первый взгляд, как постоянное перебивание, сплетни, козни, жалобы на здоровье и вообще всё на свете или, например, отвешивание сомнительных комплиментов: "Ты сегодня прекрасно выглядишь.... ведь умеешь иногда подобрать наряд!"
"Вы считаете, что мне не надо есть?"
Марина Шатунова (43 года), редактор в издательстве, психолог, вспоминает, как 15 лет назад устроилась в одно рекламное агентство.
– На той работе была руководительница абьюзивного типа, которая оскорбляла людей: "Ты никто", "Ты ничтожество". Сотрудники были вынуждены такие издевательства терпеть, потому что деньги были на тот момент хорошие – 65 тысяч. К Марине абьюзерша относилась чуть лучше, чем к другим, то ругая, то восхваляя, что выглядело, по её мнению, странно-пугающе.
Властная, подавляющая, не терпящая возражений начальница была дамой пожилой; она, если верить её словам, добилась всего сама и заработала много денег. Как психолог Марина понимает, что женщина отыгрывала на сотрудниках своё внутреннее состояние.
– В случаях, когда руководитель токсик, а ты зависишь прежде всего финансово, на него влиять невозможно. Либо ты терпишь, либо увольняешься, – считает она.
За девять месяцев пребывания в том офисе, уволилась только одна сотрудница. Когда подошло время обеденного перерыва, ей сказали, что обедать не принято: нужно работать. Смелая девушка спросила:
– То есть вы считаете, что мне не надо есть?
И в тот же вечер уволилась по собственному желанию.
"Всё неправильно, всё плохо, всё переделать".
Владимир Большевский (35 лет), руководитель пресс-службы одного из Министерств РФ, вспоминая о своём опыте токсичного взаимодействия, нервно курит одну сигарету за другой.
– Когда я начинал работу в одном из агентств, мне приходилось согласовывать проекты с одной клиенткой, которая всегда и во всём видела один негатив: "слишком рано, слишком поздно, это переделать, материал никудышный, презентация провальная". При этом, когда текст сверялся с начальством, оказывалось, что нужно было всего лишь поправить отступы, добавить пару запятых и убрать три слова.
Ожидание "разборок" весьма нервировало, Владимир постоянно находился в стрессе от общения с особой.
– Спустя годы я понимаю, что, её токсичность ко мне и к моим коллегам была вызвана недоверием; она была уверена, что может сделать работу лучше нас. К тому же, её отличала склочность характера. Самое интересное, что с моим начальником она вела себя иначе – спокойнее.
Парню нужно было что-то предпринимать – состояние тревожности мешало работе. Он пытался выстроить отношения в положительном ключе. "Огромное спасибо", "Без вас бы не справились" и т.д. – ему хотелось, чтобы другая сторона начала вести себя подобным образом. Но от волнения ляпнул однажды:
– Как вы прекрасно выглядите! Вас сразу и не узнать, – воскликнул он при встрече, едва отдышавшись от 1,5 часовой поездки в метро. – Как сейчас помню, последовала тяжёлая пауза, – улыбается Владимир.
Лёд недоверия был растоплен только тогда, когда на одной корпоративной вечеринке он, как джентльмен, не оставил даму одну в чужом коллективе.
– Очевидно, мою вежливость оценили, и общение на повышенных тонах прекратилось.
Как вести себя с токсичным коллегой
Токсичных людей, как правило, рекомендуется избегать или максимально сокращать с ними общение, что в условиях командной работы не совсем применимо, говорит Марина Гарбажа. Но из любой неприятной ситуации можно извлечь уроки, в том числе из общения с токсичными людьми.
– В первую очередь вы учитесь коммуникации, когда нужно выступить или дипломатом, или жёстким переговорщиком в зависимости от ситуации. Глядя на токсичного коллегу, вы понимаете, как нельзя вести себя в социуме в принципе. Вы начинаете ценить тех, кто ближе по духу.
Эксперт рекомендует сохранять своё эмоциональное равновесие и выстраивать профессиональные отношения с коллегами.
- Осознайте, что поведение токсика связано с его личными проблемами.
Люди, которые хотят казаться лучше за счет унижения других, в 99% случаев сами закомплексованы и эмоционально нестабильны. У них много проблем, среди которых неприятие себя, синдром самозванца, отсутствие целей и понимания того, что они делают и зачем. Вместо того, чтобы работать над собой, они выплёскивают свой внутренний негатив на других.
- Выстраивайте и защищайте свои личные границы.
Вы не обязаны становиться другом своим коллегам, просто будьте профессионалом. Говорите коротко и по существу, не отвечайте на провокации, не участвуйте в обсуждении других и просто выполняйте свою работу так, как умеете только вы. Не бойтесь говорить "нет", когда чувствуете, что переходят ваши границы дозволенного.
- Соблюдайте субординацию.
Чтобы самому не стать токсичным, старайтесь придерживаться нейтрально-делового тона в общении и относиться уважительно ко всем. Недопустимы унижения, некорректные высказывания и провоцирование конфликтов. Сплетни также поощрять не следует, тем более распространять их.
- Помните, что у вас есть выбор.
На самом деле именно вы решаете, как чувствовать себя в той или иной ситуации и как себя вести. Концентрируйтесь на том, что в команде есть интересные коллеги и вы вместе должны выполнить задачи проекта.
Читайте также: