Действие картины "Евгений Телегин" с Евгением Ткачуком в главной роли происходит в СССР в 80-е годы. В картине Телегин дружит с Виктором Цоем, устраивает квартирники, но потом уезжает в деревню хоронить дядю и встречает там художника Владимира Ленина (тот самый Ленский) и девушку Татьяну. Герою многое предстоит пережить: и смерть друга Ленина, чему он был невольным виновником, и арест, и уход на войну, и чудесное обретение веры через любовь к Татьяне, веры, которая способна даже воскресить погибшего друга.
Режиссёром, сценаристом и продюсером картины выступил писатель, художник, один из основателей "Митьков" Виктор Тихомиров. Под впечатлением от лекции пушкиноведа Валентина Непомнящего он сначала написал книгу "Евгений Телегин и другие", а позже снял фильм. После показа Виктор Тихомиров пообщался со зрителями. Выбрали несколько мыслей художника про искусство, любовь, смерть и Александра Пушкина.
Пушкин устал
В "Евгении Онегине" у Пушкина оборвана история. Вопреки пушкиноведам я считаю, что ему просто надоело. Устал, взял и оборвал. Ведь что это за финал? Татьяна с письмом плачет, и где-то раздаются звуки шагов её мужа. Он даже не дошёл до них. Я как сочинитель, написавший 11 книг про любовь, очень хорошо себе представляю, что можно устать.
Героев убивать нельзя!
В "Евгении Онегине" у Пушкина мне не нравилось, во-первых, что Татьяна вышла замуж, хотя в письме писала: "Я знаю, ты мне послан Богом…" Ну, раз знаешь, сиди – и жди! Он же не умер! А во-вторых, я против, что застрелили Ленского. Я считаю, что главных героев нельзя убивать даже в драмах. По мне, это авторское нарушение заповеди "Не убий". Это проявление авторской надменности – взял и убил героя! Надо дать себе труд выдумать другой выход. Иначе читатель или зритель теряет энергию для повторного чтения книги или пересмотра картины.
За любовью приходит любовь
Любовь и способность любить у человека не может прекратиться. Она как зелёный листик выталкивает сухой и снова выползает наружу. Поэтому у моего Телегина после Татьяны назревает новая любовь.
Вред чтения
В фильме Татьяна, университетская девушка, говорит, что, возможно, от чтения только вред один. Эта мысль оригинальная, я её слышал в детстве от очень простых людей, фронтовиков. Я маленький очень любил читать. Мама у меня учительница была, называла меня читарем, потому что я читал с утра до вечера. И когда товарищи папы к нам приходили, то говорили, что ты, мол, лучше научись что-нибудь делать, хоть сапоги тачать.
Критерии оценки качества фильма
Первый критерий качественного кино – фильм не только душевный, но и духовный. Второй критерий – пойдёшь ли ты на эту картину второй раз. Третий важный момент – даёт ли фильм настоящий повод к интеллектуальному напряжению, которого жаждет каждый развитый зритель.
Польза бега
Я всю жизнь совершаю какие-то небольшие пробежечки. Бежишь себе – и что-то в голову придёт. Поэтому я всё придумываю на бегу.
Дружба с Цоем
Мы с Виктором Цоем дружили, поэтому Евгений Телегин в фильме с ним дружит и всё, что говорит в картине Цой, это всё реальные фразы, произнесённые им при общении. У меня в мастерской был и остаётся "проходной двор". Рок-музыканты сиживали целыми днями – и Цой с "Кино", и "Аквариум", и Шевчук. Бесплатные квартирники я и сейчас по инерции делаю.
Что такое любовь
У меня есть две трактовки любви. Одна материалистическая, что любовь – это резонансное явление. Мы всё время чувствуем колебания от всего и от людей тоже. Стало быть, есть амплитуды у этих колебаний, и они могут вызывать резонанс. Так же происходит в любовании картинами, музыкой, природой. Почему один цветок вызывает восторг, а другой нет, одна женщина вызывает, а другая нет. Идеалистическая трактовка любви звучит в фильме: любовь – это либо наказание, либо награда.
Как задобрить высшие силы
Подвигами возлюбленную не удержишь, нужно совершать подвиги для высших сил. То есть что-то такое делать на своём поприще или дополнительно, чтобы им угодить, и тогда ты будешь награждён любовью и она не отнимется, а если отнимется, то ты будешь награждён ещё большей любовью.
Про современное искусство
Я отрицаю термин "современное искусство". Я считаю, что искусство должно быть вечным. Современной должна быть публицистика. Современное искусство должно быть современным только по времени, но не по смыслу, идее. Иначе тогда под этот термин можно подсунуть всё что угодно, любые унитазы, квадраты Малевича, и другое, о чём нельзя судить и осудить. И этому нет конца и края, как звёздной пыли. Нужно хотя бы немного держаться цепи традиции. Интерес к произведениям тогда не угаснет.
Как не прозевать сюжет
Если ты автор и сочинитель, то должен держать ушки на макушке, не зевать. Сюжеты и фразы везде, вокруг нас. Я как-то иду по улице, впереди женщина, и за ней семенит мужчина со словами: "Милая, ну как же так, мне же лучше тебя не найти!" А она ему: "Найди хуже". А ведь правда, почему это он должен искать лучше, даже не такую, как она. Я эту удивительно лаконичную фразу тут же схватил для своей работы. Если сосредоточиться, то идеи и сюжеты приходят сотнями.
Проси, что надо
Высшие силы дают всё, что просишь. Денег попросишь, если как следует попросить, дадут. Я на кино-то выпрашиваю всё время. У меня в окне виден Спас на крови. Помолился раза три, на четвёртый день – приносят деньги.