Как Оливер Стоун поссорился с Эмиром Кустурицей в Москве из-за кино

На форум "Культура. Медиа. Цифра" представители топовых мировых "новых медиа" – обсудить развитие и влияние медиа на жизнь человека. Жаркий спор разгорелся между двумя режиссёрами с мировыми именами – Эмиром Кустурицей и Оливером Стоуном
Как Оливер Стоун поссорился с Эмиром Кустурицей в Москве из-за кино
пресс-служба "Москино"
Эмир Кустурица – кинорежиссёр и актёр

Именитые постановщики не сошлись во взглядах на тему влияния стриминга, рекламы и западного представления о жизни в целом на кинематограф по всему миру. Мнения двух мужчин были полярными. Каждый из них отстаивал свою точку зрения эмоционально, с упрямством и маленькой долей нахальства. 

Тогда и сейчас 

Встреча началась с воспоминаний о кинематографе прошлого. Кустурица был категоричен:

– Раньше – в 50-е, 60-е, 70-е годы – кино было настоящим. Такие страны, как Индия, Китай, Япония, Иран, Америка делали по 10–15 гениальных фильмов в год, в них была изюминка, культурная идентичность, – сказал режиссёр. – Сегодня каждый новый фильм похож на предыдущий. Стоун с такой позицией не согласился.

 С его точки зрения, в разнообразии и количестве контента заключается прелесть XXI века:

– Это полная бредятина! Именно благодаря нынешним технологиям мы можем смотреть кино, к которому раньше у нас не было возможности даже приблизиться. Разве не здорово самому выбирать фильм и ресурс трансляции по вкусу, будь то стриминг, ТВ или классический поход в кинотеатр.

– Я не говорю, что в мире нет хорошего кино. Я утверждаю, что сегодня кино не отражает культуры страны, в которой было произведено. Все они клишированы Западом. – Эмир Кустурица – кинорежиссёр и актёр

Влияние из-за океана

 Однако Кустурица был неутомим. Ему такой подход к делу не близок:

– К сожалению, сегодня хорошие фильмы очень часто «не выходят за пределы своей страны», в частности те, которые сняты о культуре этой страны. На мировом рынке они никому не нужны. Теперь, чтобы фильм стал успешным, он должен «соответствовать» тому, что предлагает нам время. Все востребованные фильмы похожи друг на друга как братья-близнецы и виной всему стремительное распространение того, что считается крутым, через социальные сети. 

Но у Оливер Стоуна и на это был заготовлен ответ: 

 – Я не тупой, я понимаю к чему ты клонишь, – сказал режиссёр, – Да, американская система работает немного странно, на первый взгляд. Но не стоит забывать, что производство кино – это работа совместная. Порой режиссёр даже не знает, кто написал историю, которую он собирается экранизировать. Сценарий приходит к нему через студию, через третьих лиц. В этом процессе замешано слишком много людей, и у каждого своё видение «конечного продукта».

Язык кино 

Эмир Кустурица был крайне обеспокоен проблемой коммерции в киноиндустрии. Всем своим видом кричал о том, что необходимо решить проблему, перед которой встают молодые режиссёры XXI века:

– Сегодня, если ты хочешь снять кино, ты должен уважать язык рекламы. Если, будучи режиссёром, вы хотите, чтобы у вашего фильма было много зрителей, вы должны соблюдать её законы. Раньше кино было революционным элементом, сейчас это просто реклама. Америка хочет внедрить везде свою идеологию. 

Но Стоун до последнего защищал американские ценности:

– Мир изменился. Никто не мешает людям наслаждаться тем, что уже сделано, но необходимо продолжать делать новое. К счастью, мы имеем такую возможность благодаря Интернету. А вообще ты смотришь на индустрию как сноб. Я ненавижу это. Снобизм – враг восторга, нового опыта. 

«Главное в фильме – это история. Смотря кино, я хочу чувствовать мотив героя. Даже если фильм – хорошо снятый ремейк, я хочу его видеть. Чем больше появляется фильмов, тем лучше» – Оливер Стоун – кинорежиссёр и сценарист

Досье 

Эмир Кустурица 

Происхождение: югославский и сербский кинорежиссёр. Родился 24 ноября 1954 года в городе Сараево, в те годы находящемся в составе Югославии. Лучшие работы: "Время цыган", "Папа в командировке", "Чёрная кошка, белый кот". Увлечение, повлиявшее на работы: в 2007 году Эмир Кустурица создал документальный фильм «Марадона», вложив в него всю свою любовь к футболу. Изюминкой картины стали кадры, на которых Марадона с Кустурицей слушают песню Ману Чао, посвящённую знаменитому аргентинцу. Связь с Россией: осенью 2016 года президент России наградил режиссёра Орденом Дружбы "за значительный вклад в укрепление дружбы и сотрудничества между народами".

Досье 

Оливер Стоун

Происхождение: американский кинорежиссёр, сценарист и продюсер. Родился 15 сентября 1946 года в городе Нью-Йорк, США. Лучшие работы: "Уолл-стрит", "Сальвадор", "Рождённый четвёртого июля", "Взвод". Событие, повлиявшее на работы: военный опыт, полученный во Вьетнаме, глубоко повлиял на творчество режиссёра. В списке его работ есть сразу несколько фильмов об этом конфликте: "Взвод" (1986), "Рождённый четвёртого июля" (1989) и "Небо и земля" (1993). Связь с Россией: в 2017 году Оливер Стоун снял четырёхсерийный фильм "Интервью с Путиным", где он беседует с российским президентом.