От ушу до дзюдо
Будущий герой Игр родился 9 апреля 1980 года в семье военного. В начале 90-х набирали популярность восточные единоборства. Носов занимался ушу, затем ушёл в школу "Самбо-70″.
— Там увидел здоровенных ребят и понял, что продержался бы с ними секунд 10, — рассказывает Metro Дмитрий. — Мне захотелось стать таким же.
В этой же школе преподавали тогда и дзюдо. В итоге Носов выбрал этот вид спорта. Мама новоиспечённого дзюдоиста чудом раздобыла для него кимоно.
— Тогда оно было на вес золота, — вспоминает Дмитрий. — Помню, как мы с ребятами пришли в секцию все в белом, как лебеди. Дзюдо было олимпийским видом спорта. Наши спортсмены уже выигрывали золото Игр, так что школа у нас была сильная.
Носов поставил перед собой цель выиграть Олимпиаду, когда ему было 16 лет. Он получил травму, был прикован к больничной койке, но это лишь стимулировало его стать сильнее.
— Я по несколько часов тренировался с отягощениями в больнице: гантели принёс тренер, хотя я не мог повернуться на бок. По сути, тогда началась подготовка к Играм. А когда мне исполнилось 20, появился план, как стать олимпийским чемпионом.
Путь до полуфинала
Для начала Дмитрию надо было отобраться на Игры. Он понимал, что в весовой категории до 73 кг царствует чемпион мира 2001 года Виталий Макаров. При этом категория до 81 кг была "свободна".
— Поэтому в 2001-м я стал "наедать", чтобы перейти в эту категорию. Постепенно стал лидером и вошёл в сборную — взяли на Олимпиаду.
В Афинах была особенная атмосфера.
— Хуже бывает только на войне! Воздух был раскалён горячими человеческими эмоциями. Олимпиады проводятся раз в 4 года, цена ошибки колоссальная. Можно вмиг потерять всё, второго шанса не будет.
Как и всем, Носову пришлось несладко. Он рассказал, что схватки были тяжёлыми. Сам он не считался фаворитом, на его счету не было значимых побед (лишь бронза чемпионата Европы).
— Когда появилась "шахматка", то есть сетка поединков, к моему тренеру подошли, похлопали его по плечу, посочувствовали. В нашей "четвертинке" находилось 70 процентов фаворитов Олимпиады. И первая же схватка была с японцем, а японцы — законодатели мод в дзюдо!
Но он справился с Масахико Томоути, после чего у него на пути встал итальянец Роберто Мелони.
— Я никогда у него не выигрывал! — говорит Носов. — Помню интересный эпизод. Одним из главных судей турнира был итальянец. Он поднял шум — нашу схватку остановили в середине, когда у меня было преимущество. Меня заставили поменять кимоно, надели какой-то халат. Чтоб вы понимали: в дзюдо размер кимоно очень важен — лишние сантиметры могут привести к поражению. Это был единственный прецедент с переодеванием на Олимпиаде. По регламенту, если спортсмен вышел на ковёр, то ему не могут менять кимоно. Так что был судейский беспредел. Но мы всё равно выиграли!
Дальше был победный четвертьфинал против Флавиу Канту, участника Олимпиады-1996, чемпиона Бразилии, многократного чемпиона и призёра международных соревнований. Затем россиянин вышел на грека Илиаса Илиадиса.
Хруст кости
— Схватка шла ровно, а потом я неудачно выставил руку при падении, и раздался жуткий хруст, — рассказывает Дмитрий. — Перед глазами пронеслась вся жизнь. В голове было лишь одно слово: "Всё!" Я осознал, что не будет золота.
Но после схватки россиянин понял, что отдаст всё ради бронзы. Врач зафиксировал ему руку повязкой, перерыв длился всего 20 минут. Позже выяснилось, что у Носова были перелом венечного отростка и разрыв капсулы локтевого сустава. Его отговаривали от боя, но Носов остался непреклонным.
— Я готов был идти умирать, сломанный, переломанный — не важно. Я бы никогда себе не простил, если бы не вышел на ковёр.
Дмитрию противостоял азербайджанец Мехман Азизов, вице-чемпион Европы 1998 года. Он проявил себя благородно — не шёл в атаку со стороны повреждённой руки Носова. В одном из единоборств россиянин повредил бровь и заканчивал схватку в крови. Но в какой-то момент подловил соперника на встречном движении, бросил на лопатки — это чистая победа!
После Олимпиады
— До Игр я был простым дзюдоистом с праворукой "тойотой", — говорит Носов. — После резко стал интересен всем. Меня стали звать на эфиры, брать интервью, иногда в день приезжало 2–3 съёмочные бригады. А однажды раздался звонок из приёмной Путина. Меня позвали на неформальную встречу. Были олигархи, чиновники от спорта, пара спортсменов. Когда вошёл президент, он поздоровался только со мной. Спросил, как рука, как дела. В тот день меня переполняла невероятная гордость!
Читайте также: