Как не конфликтовать на работе, если все раздражают

Не стоит начинать общение с фразы "доброго времени суток" и говорить "заранее спасибо" – россияне рассказали аналитикам "Контур.Толка", какие выражения неприятны в общении с коллегами
Как не конфликтовать на работе, если все раздражают
fizkes / Copyright (c) 2019 fizkes/Shutterstock
Эксперт считает, что большинство конфликтов на рабочем месте можно предотвратить, проявляя эмпатию.

Репортёр Metro посетила тренинг по управлению конфликтами в центре "Моя Карьера", чтобы узнать, как вести себя с токсичными "коллегушками" .

– Конфликт – это не только столкновение интересов, идей и мнений разных людей, но и способ разрешения противоречий между двумя и более сторонами, – рассказывает ведущая тренинга Елена Исай. – При этом конфликты бывают как конструктивными, так и деструктивными. Деструктивный – это когда человек просто хочет "выпустить пар" и не хочет прийти к какому-то решению. Он может угрожать, унижать, переходить на личности, а может просто изводить начальника, например: "Я хочу на море, а не вот эта вот работа".

Ведущая объяснила, что деструктивный конфликт желательно перевести в конструктивный, в котором есть осознание позиций сторон, поиск оптимального решения, а также юмор и желание сохранить хорошие отношения. А если не получается, просто прекратить взаимодействие.

– Существует несколько способов регулирования конфликтов – конфронтация, уступка, компромисс, уклонение и сотрудничество, – продолжает эксперт. – И у каждого способа есть плюсы и минусы, и каждый способ в определённой ситуации будет самым корректным из всех.

Способы регулирования конфликтов: 
1. Конфронтация выражается в стремлении добиться своих интересов в ущерб интересов другого человека. 
2. Уступка означает принесение в жертву своих интересов ради интересов другого.
3. Компромисс – это соглашение между участниками конфликта, достигнутое путём взаимных уступок.
4. Уклонение – отсутствие стремления к кооперации и достижению собственных целей. 
5. Сотрудничество – это когда участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон. 

Тренер дала задание участникам тренинга самостоятельно порассуждать о плюсах и минусах разных способов. Я вызвалась рассказать об уступке, так как это мой "любимый" способ урегулирования конфликтов.

– Если идёшь на уступку, то не достигаешь своей цели, самооценка снижается, а если уступаешь постоянно, то тебя могут также наказывать или использовать и в дальнейшем, – начала я. – Зато конфликт прекращается, отношения сохраняются, и работа в том числе. Этот способ хорош в ситуации, когда противоположная сторона сильнее, например разъярённый начальник или ограбление.

– А ещё когда у мужчины беременная жена, – добавил Михаил, которого почему-то отпустили на тренинг в рабочее время, о чём он гордо рассказал в самом начале. – С беременными вообще спорить не нужно, только уступать.

Участницы тренинга после этой фразы многозначительно переглянулись друг с другом, явно заинтересовавшись молодым человеком. Тем временем ведущая продолжила.

– А теперь давайте поиграем в индейцев! – сказала она и включила соответствующую музыку. – Берите бумажные перья, с одной стороны раскрашивайте их в яркие цвета, а с другой стороны пишите звучное имя для той роли, которую вы обычно играете в конфликтах. Например, Мирная голубка или Усмиряющая огонь. А потом, когда музыка закончится, познакомьтесь с другими участниками, называя своё новое имя.

Я взяла два пёрышка, назвала себя Страусом и Наблюдателем и в процессе выполнения задания подружилась с Грозным библиотекарем. "Когда начинается конфликт, я говорю: "Всем молчать! В библиотеке должна быть тишина", – так девушка объяснила своё имя. Остальные имена объяснений не потребовали, так как говорили сами за себя, например Миролюбивая лань, Птица-Говорун, Мудрый филин, Тучка.

– У кого больше одного имени? – спросила ведущая. – Это значит, что вы можете менять стратегию в зависимости от ситуации и задачи коммуникации. Следовательно, каждый может осознанно выбирать стратегию поведения выхода из конфликта в реальной жизни.

Так как у меня два имени, я порадовалась за себя. Но так и не поняла, что делать в ситуации, когда ко мне обращаются "коллегушки" или, давая новое задание, говорят "надо было сделать вчера".

– Часто люди не осознают, что используют конфликтогены – фразы, которые раздражают окружающих, – отвечает тренер на мой незаданный вопрос. – Это просто привычка так себя вести. Например, некоторые люди любят шутить и считают, что делают это хорошо. А на самом деле их шутки сводятся к издёвке, насмешке и сарказму. В этом случае нужно сказать: "Это очень плохая шутка, мне неприятно такое слушать". Или: "Не обращайся ко мне так, пожалуйста".

Иногда конфликт может разгореться на "пустом месте" просто потому, что конфликтогены имеют накопительный эффект, добавила ведущая. 5 раз к тебе обратились "коллегушка", потом кто-то накричал, дал задание, которое нужно было выполнить вчера, и ты дома взрываешься в ответ на безобидный вопрос мужа.

– Поэтому не используйте конфликтогены сами и не отвечайте конфликтогеном на конфликтоген, то есть не ведитесь на провокацию, чтобы не терять энергию, – советует ведущая. – Вместо этого назовите свои чувства, проявите эмпатию к собеседнику, а также подчеркните общность интересов, позиций и целей. Так вы сможете предотвратить большинство конфликтов на работе и в других сферах жизни.

Рейтинг фраз, которые раздражают в деловом общении:
1. Коллеги, коллегушки
2. Доброго времени суток
3. Заранее спасибо
4. Синк, синкануться
5. Просьба принять к сведению
6. Прошу рассмотреть возможность
7. Протокол
8. Это на минутку, это быстро
9. Надо было вчера
10. Можешь говорить сейчас