– Аргументация – это, с одной стороны, процесс обоснования своей позиции, чтобы собеседник её понял и принял, а с другой стороны, процесс оспаривания позиции оппонента с помощью контраргументов, – начинает тренинг Наталья Петрова, ведущий эксперт центра "Моя карьера", сертифицированный бизнес-тренер. – И сегодня мы с вами научимся делать и то и другое. Всё это вам понадобится в переговорах, в общении с детьми, с супругом, с друзьями и даже с самой собой часто ведётся внутренний диалог, и иногда полезно задать самой себе внутренние вопросы.
Ведущая разделила всех участниц тренинга на 4 команды – "Умные", "Весёлые", "Красивые" и "Находчивые". Слава богу, что не нужно было самостоятельно выбирать, к кому присоединиться, а то пришлось бы разорваться, как той обезьяне из анекдота.
Анекдот в тему:
Лев созвал всех зверей и приказал: "А теперь всем зверям разделиться! Умные направо, красивые – налево!" Звери разошлись по сторонам, одна только обезьяна осталась посередине. Лев спрашивает: "Ну а ты что не становишься?" – "А я и умная, и красивая! Мне что теперь – разорваться?"
Я по иронии судьбы попала в компанию "Весёлых". Вместе со мной в команде оказались такие же не очень весёлые Маша и Марина – обе безработные, одна упорно ходит на собеседования, но пока безрезультатно, а другая на собеседования ещё не ходит, зато очень много учится. И в качестве разминки нам нужно было доказать всем остальным, что осень – самое лучшее время года. Для этого нужно было привести тезисы и аргументы к ним.
– Осень – самое приятное время года для дачников, так как они собирают урожай – плоды своего труда, – начала я. – Также это самое вдохновляющее время года для творцов. Например, Пушкин осенью написал поэмы "Медный всадник" и "Анджело", "Сказку о рыбаке и рыбке", "Сказку о мёртвой царевне и о семи богатырях", "Пиковую даму", а также закончил "Историю Пугачёва". Наконец, осень – лучшее время для путешественников, так как уже не жарко, не дорого и мало отдыхающих.
К сожалению, мы не заняли призовое место, так как остальные времена года оказались не менее полезными. Но наша команда не сдавалась.
– Какой самый весомый аргумент, который труднее всего оспорить? – заставляет нас задуматься тренер.
– Цифры, факты, – отвечаем мы хором.
– Всё верно, а когда много фактов, то считайте, что ваша позиция обоснована, – подбадривает нас ведущая.
После этого по заданию ведущей мы попытались убедить группу провести выпускной на природе, а не в ресторане. Мы удачно сравнили стоимость блюд из ресторана и стоимость продуктов для пикника, и в этом упражнении мы получили уже значительно больше баллов.
– Чтобы нас услышали и приняли нашу позицию, нужно тренироваться хотя бы 21 день подряд, – продолжает Наталья Петрова. – Если вы знаете, что вам предстоят собеседование или переговоры, пропишите на бумаге тезисы и аргументы, которые вы хотите привести. А если собеседование произошло неожиданно и вы растерялись, то после него запишите, какие аргументы вы бы могли сказать. Так ваш мозг будет тренироваться, аргументация станет привычкой и вы начнёте подбирать правильные слова автоматически.
После перерыва, вдохновлённые своими успехами, мы перешли к поиску когнитивных ошибок и эмоционально заряженных приёмов в речи собеседников.
– "Каждому известно, что...", "наука давно доказала, что..." – собеседник может указывать на очевидность своих слов, не давая никакой конкретики и заставляя нас почувствовать вину за то, что мы не знаем "очевидное", – приводит пример ведущая. – В этом случае мы можем уточнить у него – какие исследования были проведены, каким учёным и когда это было.
Но больше всего эмоций у участниц вызвал приём "согласившись с частью, согласишься со всем предложением". Например, "вы же умный человек, понимаете, что это единственно возможный вариант". Как оказалось, многие сталкивались с подобными манипуляциями своих начальников.
– Как умный человек, вы можете смело согласиться с первой частью, а вторую подвергнуть сомнению, – объясняет тренер. – Но важно понимать, что одни и те же приёмы могут использоваться как манипуляция, если нам во вред, или как управленческое решение, если во благо. Поэтому, если вы слышите когнитивные ошибки, задумайтесь: с какой целью они сделаны? Иногда это просто вопрос привычки.