Как научить ребёнка быть гуманнее к окружающим – советы эксперта

Важно учить ребёнка доброте постоянно. Это не занятия по языку или, допустим, танцам или плаванию
Как научить ребёнка быть гуманнее к окружающим – советы эксперта
Copyright (c) 2019 FamVeld/Shutterstock. No use without permission.
Общение с животными делает детей добрее.

Воспитание человечности – одна из главных педагогических задач, которая встаёт перед родителями. Гуманное отношение к природе, другим людям и животным – вот те основы, которые должны быть заложены в каждом маленьком человеке, чтобы он стал хорошим взрослым. 

Но как это сделать?

Когда нужно начать

–  Гуманность и эмпатию можно начинать развивать у ребёнка ещё в раннем возрасте. Уже в 2-3 года дети начинают понимать эмоции других и могут проявлять сочувствие. Важно начинать с простых понятий: делиться игрушками, быть вежливыми и уважительными к окружающим, проявлять заботу о домашних животных, – объясняет Metro психолог, НЛП-практик, член Международной ассоциации позитивной психологии Андрей Зубенко. – Двухлетний ребёнок может попытаться успокоить плачущего товарища по играм, предложив ему соску или одеяло. К четырём годам дети могут лучше понимать, когда они причинили кому-то боль, и иногда могут принести извинения, даже не сказав об этом. К тому времени, когда детям исполняется пять или шесть лет, им часто становится легче делиться и действовать по очереди. И они могут обсуждать, что значит быть добрыми, и обсуждать идеи о том, как они могут помочь людям.

Как могут помочь родители

– С раннего возраста нужно проявлять к малышу любовь, ласку, не забывать о тактильности, – говорит Metro Екатерина Каталина, практикующий психолог, кандидат экономических наук. – Нужно хвалить ребёнка каждый раз, когда он ведёт себя доброжелательно к людям или животным (например, покормил птиц или улыбнулся кому-то). При этом необходимо учить ваших сына или дочь тому, как правильно выражать свои эмоции, проявлять сочувствие, и, самое главное, объяснять, зачем это нужно, уделять внимание не только поступкам, но и последствиям. Предлагайте примерить на себя не только роль "агрессора", но и жертвы. Будьте изобретательны: просто спрашивать "а тебе бы понравилось?" малоэффективно. Предлагайте представить, рисуйте в красках. Уделяйте внимание эмоциям, которые испытывает тот или иной "участник" действия. То есть, объясняя, почему нельзя ради забавы тыкать в лягушку палкой, не спрашивайте, понравилось бы это ребёнку. Лучше расскажите, что лягушки в обычной жизни редко встречаются с палками настолько близко и ей очень страшно. Вспомните случай из жизни ребёнка, когда он боялся, и проведите сравнение. Спросите, действительно ли он хочет делать живому существу страшно и больно.

Не стоит поощрять грубость, злость и любые другие проявления недоброжелательности. Тем более нельзя подкреплять их положительной оценкой: то есть если малыш кого-то ударил, нельзя смеяться

– Смех дети воспринимают как положительную оценку. Таким образом, формируется нежелательное позитивное подкрепление. Дети очень восприимчивы к оценке взрослых. Делая что-либо, малыш как бы прощупывает почву, ждет вашей реакции. Помните, что вы не только пример для подражания, но и главный критерий оценки действий ребёнка в раннем возрасте, –добавляет Екатерина Каталина.

Для родителей важно относиться к ребёнку с уважением, говорит  Андрей Зубенко. 

– Например, можно взять в привычку вовремя предупреждать малыша о том, что время игры почти закончилось, а не внезапно решать, что пора покинуть детскую площадку, и уводить его, несмотря на все протесты. Тогда и он будет относиться и к другим подобным образом, – объясняет эксперт.

По возможности обучайте детей толерантности. 

 – Помогайте сыну или дочери понимать и уважать различия между людьми, их культурой, вероисповеданием, убеждениями, – говорит Metro Ксения Гебо, практикующий клинический и кризисный психолог. – При этом говорите с ними об уважении. Объясняйте ребёнку, почему важно уважать других людей, их мнения и права. 

Важно учить ребёнка доброте постоянно. Это не занятия по языку, например, которые можно провести в определённое время. 

– Указывайте ребёнку на вещи, достойные внимания или сочувствия. Когда читаете книгу, постарайтесь с ним проанализировать, почему герои поступают тем или иным образом, рассказывайте, почему хорошо поступать гуманно, почему это может быть для него выгодно. Тогда малыш впитает все "правила" естественным образом, – отмечает Екатерина Каталина. – При этом никогда не кричите на ребёнка, пытаясь отстоять свою точку зрения, старайтесь не применять физическую силу. Нельзя привить любовь к чтению, если сам смотришь телевизор вместо книги. Так и с гуманностью: если учите сына или дочь бережно относиться ко всему живому, в первую очередь, берегите себя и их. 

Поощряйте ребёнка, когда он проявляет заботу и внимание к окружающим. Помните, что хвалить нужно не только за результаты, но и за усилия.
Ксения Гебо


– Также, – отмечает Андрей Зубенко, – я бы посоветовал учить ребёнка обращать внимание на мимику и эмоции людей. Это первый шаг к тому, чтобы научиться понимать точку зрения другого человека. А ещё можно заняться волонтёрством  в приюте для животных. Это мощный способ показать детям, что они могут изменить ситуацию. Можно попрактиковать с ребёнком упражнения, которые помогают развивать гуманность и эмпатию, например, ролевые игры в доктора, пожарного, где ему придётся  помогать персонажам в различных ситуациях, проявлять заботу и поддержку.