Как начальство эксплуатирует лояльных сотрудников, пользуясь их безотказностью

"Дай ему палец – он всю руку откусит", гласит народная пословица. Почему менеджеры пользуются лояльностью своих подчинённых, зная, что те не откажут
Как начальство эксплуатирует лояльных сотрудников, пользуясь их безотказностью
Copyright (c) 2022 eamesBot/Shutterstock.
"Если хочешь кого-то эксплуатировать, вовсе не обязательно плохо с ним обращаться". Диана Уинн Джонс, "Ходячий замок".

Согласно исследованию, опубликованному в "Журнале экспериментальной социальной психологии", руководство склонно эксплуатировать лояльных сотрудников, а не поощрять и защищать их. 

Под эксплуатацией здесь подразумевается выполнение подчинёнными неоплачиваемой работы в дни отпуска или сверхурочных заданий, а также поручений, не связанных с должностными обязанностями. Лояльность рассматривается как фактор риска. 

Лояльность — это добродетель, которая предполагает сильное чувство приверженности или преданности человеку, группе или делу. Она способствует доверию и стабильности в отношениях - личных, профессиональных или социальных. 
На рабочем месте лояльность призвана создавать сплочённую рабочую среду, что повышает эффективность труда.

В качестве эксперимента учёные из Университета Дьюка (США) провели онлайн-опрос с участием 510 руководителей среднего и крупного звена. По сценарию менеджерам представили вымышленного персонажа 29 лет по имени Джон, сотрудника компании, которая пытается сократить расходы. 

Оказалось, что если Джона описывали как лояльного сотрудника (выбор стоял между Джоном честным, нелояльным или описание отсутствовало), менеджеры поручали ему сверхурочную работу без оплаты, так как знали, что тот отказать не сможет. В свою очередь, если Джон соглашался на неоплачиваемый труд, его записывали как лояльного работника, готового пожертвовать собой ради компании. 

По словам Мэттью Стэнли, доктора философии и автора исследования, такая взаимосвязь образует порочный круг. Лояльный персонал, как правило, выбирают для эксплуатации. А затем, когда сотрудники соглашаются на условия, их репутация как лояльных повышается, что ведёт к их дальнейшему использованию, делает вывод учёный. 

ЦИТАТА
Важно помнить, что долгое молчание о своём неудовольствии закрепляет определённое мнение о вас, которое впоследствии изменить будет сложно. Сначала вы работаете на репутацию, а потом репутация работает на вас.
— Ольга Парамонова, клинический психолог

По мнению исследователей, менеджеры воспринимают явление эксплуатации как должное ввиду различных причин. Одной из них является "этическая слепота" – временная неспособность лица, принимающего решение, видеть этический аспект своего поведения по отношению к подчинённому. Другими словами, когда хорошие и этичные люди в обычной жизни ведут себя неэтично (по-свински) на работе под давлением жёстких корпоративных правил. 

Подчёркивается, что исследование проводилось на гипотетических разовых сценариях, соответственно, результаты могли бы быть иными, если бы отношения изучались в реальном мире. 

– Что касается лояльных сотрудников и их нещадной эксплуатации, то с ними происходит ровно столько, сколько они сами позволяют, – делится экспертным мнением с Metro клинический психолог Ольга Парамонова. – Причины этому у каждого свои. В любом случае систематические переработки, да ещё и без соответствующего вознаграждения, приводят к выгоранию эмоциональному и профессиональному. 

Чтобы этого не произошло, эксперт советует следующее: 

  • Определить для самого себя и других границы дозволенного. Пока границы вами не обозначены, другие не смогут угадать ваши потребности. 
  • Отстаивать свои границы в рамках ситуации. Не копить недовольство и не замалчивать проблемы, чтобы потом не сорваться. Здесь в помощь будет конструктивный диалог с начальством. 
  • Оценить риски отказа или согласия. Главное – отказывать твёрдо, соблюдать субординацию и грамотно аргументировать свой отказ. 

Читайте также: