Конкурс на лучший проект нового здания вокзала был объявлен под девизом "Ворота на Восток": всё дело в количестве маршрутов и пассажиров, которое кратно возросло с момента установления железнодорожного движения между Москвой и Казанью.
В 1911 году со своим проектом здания конкурс выигрывает Алексей Щусев, на тот момент уже признанный архитектор. Идея его такова: объединить восток и запад, Азию и Европу, чтобы в облике вокзала угадывались как художественные мотивы народов Поволжья, так и традиционные европейские архитектурные черты.
Воплощением "востока" становится башня, стилизованная под дозорную башню Сююмбике Казанского кремля. Венчает её позолоченный флюгер в виде крылатого змея Зиланта, который считается защитником и покровителем Казани.
"Западную" же часть олицетворяет башня с часами, циферблат которых украшают 12 отлитых из бронзы знаков зодиака – этот элемент вдохновлён исторической традицией украшения башенных часов в Европе.
О появлении этой необычной детали в оригинальном проекте Щусева Metro рассказала Наталья Шашкова, директор Музея архитектуры имени А. В. Щусева.
– Часы Казанского вокзала имеют знаменитый прообраз – его с лёгкостью угадывают специалисты и любители архитектуры – это часовая башня на площади Сан-Марко в Венеции. Алексей Щусев посетил этот город во время образовательной поездки после окончания Императорской Академии художеств: там он с увлечением рисовал собор Святого Марка и находящуюся перед ним площадь. Этот опыт и вдохновил архитектора на создание авторской интерпретации знаменитых зодиакальных часов.
Любопытная деталь, сразу же бросающаяся в глаза опытным астрологам, – нестандартное расположение знаков на циферблате. На нём отсчёт начинается с Водолея – 11-го знака зодиака, хотя традиционно зодиакальный цикл берёт начало от Овна.
– На исходных эскизах Щусева знаки располагались в общепринятом порядке – возможно, их смещение произошло случайно, так как часы изготавливались довольно долго и неоднократно реставрировались, – поделилась Наталья.
Бытует мнение, что зодиакальный круг на часах отождествлён с годовым циклом, поэтому он неслучайно начинается с январского Водолея, а заканчивается декабрьским Козерогом. И хотя архитектор не вкладывал такую символику изначально, логике эта версия не противоречит.
Известен и другой вариант оформления часов.
– В 1940-е годы во время очередной реконструкции Казанского вокзала Алексей Щусев выполнил новый эскиз циферблата с любопытным набором фигур: знаки зодиака в свободном порядке чередуются со спортсменами и женщинами в русских сарафанах. Этот проект хранится в коллекции музея, но, как мы все знаем, реализован не был.
К сожалению, сведений об отношении архитектора к астрологии не осталось.
– Алексей Щусев был человеком высокообразованным и воспитывался в православной христианской традиции. Присущие ему рациональность мышления и круг научных и личных интересов говорят о том, что в астрологию он не верил. Да и часы Казанского – единственная известная нам работа, где присутствует астрологическая символика, – подытожила директор.
И хотя феномен зодиакальных часов Казанского вокзала перестал быть для нас загадкой, вопрос о том, был ли гениальный советский архитектор "типичными Весами" остаётся открытым.
Только факты
На вершине знаменитой башни Казанского вокзала скрывается смотровая площадка, которая находится на высоте 70 метров. Подняться на неё можно, преодолев более 200 ступеней, но усилия будут однозначно того стоить: свысока открываются виды на никогда не спящую Комсомольскую площадь, высотку на Красных Воротах и её "сестру" – гостиницу "Ленинградская". А если застать ясную погоду, то вдали покажется красавица Останкинская башня.
Помимо предвкушения новых путешествий в атмосфере вокзала витает и спортивный дух – внутри Казанского можно научиться играть в сквош. От тенниса этот вид спорта отличается тем, что занимаются им в закрытом помещении, а ракетка с мячиком более миниатюрные. Сквош-клуб открыт для посетителей ежедневно с 7:00 до 23:00.
Среди всех залов ожидания Казанского вокзала зал "Комфорт" стал настоящим порталом в прошлое: высокие потолки, интерьеры, а также обилие лепнины, позолоты и росписей сохранились со времён находящегося там ранее роскошного ресторана.