Невероятно, но факт: муравьи вполне способны интенсивно общаться друг с другом

Metro выяснило у специалиста, как муравьи коммуницируют между собой и какие сигналы передают
Невероятно, но факт: муравьи вполне способны интенсивно общаться друг с другом
Pixabay
Муравьи легко могут передавать информацию друг другу

Доктор биологических наук Жанна Резникова много лет изучает этот вопрос в Новосибирском государственном университете.

Как муравьи общаются, какие виды информации передают друг другу?

Муравьёв на Земле около 16 тысяч видов, они очень разнообразны. Для общения между собой используют запаховые сигналы, а также коммуникацию с помощью антенн (усиков). Некоторые сигналы специфичны для вида или даже отдельной семьи муравьёв – например, сигналы "свой-чужой", а некоторые могут быть универсальными для разных видов.

Какие исследования проводились?

Многолетние эксперименты на примере муравьёв рода Formica, которые строят большие муравейники в лесу, позволили выявить у них сложную систему коммуникации на основе "антеннального кода". Они могут закодировать в своём сообщении точные координаты цели и последовательность поворотов на пути к ней. Это необходимо, когда группе муравьёв нужно найти путь в кроне дерева.

Ранее не было известно, является ли "антеннальный код" генетически унаследованным или муравьям необходим индивидуальный и социальный опыт. На примере муравьёв с более простой, чем у Formica, коммуникацией (Myrmica rubra) выяснилось, что общение с помощью антенн развивается у этих насекомых с возрастом. При этом молодые муравьи нуждаются не только в самостоятельном совершенствовании движений, но и в общении со взрослыми.

В ходе экспериментов попарно помещали в небольшую арену членов одной муравьиной семьи, причём в разных сочетаниях: то есть ставили взрослого муравья со взрослым, взрослого и молодого (моложе 7 дней), двух молодых муравьёв. Выяснилось, что от того, с каким партнёром оказывается муравей, зависит характер его движений и реакций.

Когда взрослый муравей встречает взрослого, то он лишь мимолётно касается его антеннами. Встретившись с юной особью, взрослый муравей почти всё время проводит рядом с ней, регулярно стимулируя контакты антеннами. 2/3 антеннальных контактов между взрослым и молодым муравьём проходят при инициативе взрослого насекомого. В свою очередь, молодые насекомые в 4–6 раз дольше взаимодействуют с партнёром – не важно, взрослый это или такой же молодой муравей. Контакты между 2 взрослыми муравьями в среднем длятся 3 секунды, тогда как между молодыми – 13–18 секунд.

Было выявлено, что движения антенн у молодых насекомых замедленные, неуклюжие и расфокусированные. Они могут одной антенной "общаться" с партнёром, а другой – изучать пространство.

Исследователи назвали эту стадию развития антеннальной коммуникации муравьёв "лепетом", по аналогии с этапом в развитии речи у человеческих младенцев и зафиксированным в общении некоторых высоко социальных видов животных.

Если у позвоночных стадия "лепета" выявлена в звуковой коммуникации, то у муравьёв это можно назвать "жестовым лепетом".

Есть ли будущее у этих исследований?

Эксперименты по изучению муравьиной коммуникации не только позволяют узнать больше о жизни насекомых, но и уже используются в кибернетике и робототехнике. Особенно перспективно решение задач, в которых группе роботов нужно координировать свои действия.