Уполномоченный по правам ребёнка в Ульяновской области Екатерина Сморода обратила внимание главы государства Владимира Путина на то, что сегодня любой может устроить травлю преподавателя в Сети. Как рассказала Metro учительница одной из московских школ Елизавета Герасимова (имя изменено по просьбе героини), правки в законодательстве напрашиваются уже давно.
– Изменения действительно нужны, потому что учителя не всегда могут защитить себя ни от администрации, ни от родителя, ни от учеников. Даже если вспомнить тот вопиющий случай, когда уволили учительницу после публикации ею фотографии в закрытом купальнике. Я считаю, что никакого отношения к её педагогической деятельности это не имело. Поэтому очень важно продумать закон о защите чести и достоинства учителя, прописать в нём возможные последствия и для родителя, и для ученика – при подтверждении уничижения, – подчеркнула педагог.
Юрист Денис Назаров согласен с тем, что сегодня педагог действительно чувствует свою незащищённость. Права учащихся оберегаются законом, а вот преподавателей – нет. Они не защищены ни от психологического насилия, ни от травли в Сети. Важно создать такие условия, чтобы человек чувствовал себя в безопасности, знал, что может отстоять свои права, заручиться поддержкой, считает юрист.
– Это больше специальная норма, которая даст педагогам право на обращение за защитой своих прав в вышестоящие органы, применение к хулиганам каких-то мер дисциплинарного воздействия, вплоть до отчисления из учебного заведения, то есть это защита от учеников, грубо говоря.
К сожалению, нередко на сторону родителей могут встать и другие учителя, а также и директор школы. Педагога могут уволить из-за “несоответствия” занимаемой должности. Однако критерии очень размыты. Кроме того, директора школ могут злоупотреблять этим в качестве предлога, следуя личным мотивам. Педагогам приходится обращаться в суд, чтобы защитить себя. Только так можно доказать неправомерность решения.
– Если взять ситуацию, когда педагога увольняют за поведение, несовместимое с этой должностью, все эти меры – они достаточно оценочные. В случае педагогических работников всё оценивается с точки зрения субъективных критериев, – объяснил юрист.
Но сделать так, чтобы работники сферы образования всё же почувствовали себя более защищёнными, можно, считает Роман Дощинский, член общественного совета Рособрнадзора. Для этого нужно наделить их особым статусом, по аналогии с депутатами, но с меньшим количеством привилегий. Статус не позволил бы просто так увольнять педагога, а также оскорблять и устраивать травлю в Сети или ином публичном пространстве.
– Человек, который обвиняет учителя в непрофессионализме или в чём-то ещё, чувствует полную свободу и безнаказанность. Чувствует, что может сказать всё что угодно. А так пришлось бы отвечать при нападках. Особый статус обеспечит педагога публичной защитой. Ведь нельзя же, например, в открытую чиновника оскорблять или обвинять в чём-то – будешь отвечать.
Однако решить проблему таким способом будет сложно, отметил Дощинский. Количество учителей в стране гораздо превышает количество чиновников – банально не хватит ресурсов, чтобы рассматривать каждый случай несправедливого поведения по отношению к педагогу.
Читайте также: Кто занял первую строчку в списке богатейших людей Forbes