Она и мать, и жена. А после революции 1917 года она и работница, и революционерка, и актриса, и лётчица, и парашютистка, и метростроевка и художница, и писательница.
– Это женская выставка, – объявляет генеральный директор Музея Москвы Анна Трапкова.
"Москвичка" совместила в себе искусство и текстиль. Эти две темы идут бок о бок в 20-х годах прошлого века, ведь тогда текстильная промышленность занимала первое место среди всех московских производств. Работали на предприятиях в основном женщины, среди которых были художницы, скульпторши, жёны известных поэтов и фотографов.
– Эта выставка рассказывает о связи искусства и производства. И некоторые женщины не были именно текстильщицами. Они были художницами, которые в какой-то момент жизни имели отношение к тканям, – говорит куратор выставки Надежда Плунгян.
Александра Кольцова-Бычкова
Художница училась в Строгановском училище и на живописном факультете ВХУТЕМАСа. В 1924–1926 годы благодаря образованию Александра создала при бирже труда мастерскую, где украшала вышивкой разные текстильные предметы. Также она трудилась над большими текстильными панно. В 1928 году была командирована в Париж. Там она рисовала роскошь зарубежных модниц – витрины с одеждой и украшения.
– Она создавала аппликации из ткани в стиле арт-деко, – сказала куратор.
Вернувшись в Москву, Александра продолжила рисовать. Только теперь в её работах появляются мерцание и мягкость.
Варвара Степанова
Она была женой Александра Родченко. Как и муж, стояла у истоков конструктивизма. В 1924 году откликнулась на объявление Первой ситценабивной фабрики о поиске художников в цех.
– Варвара была автором и разработчицей конструктивистских тканей, первых в Советском Союзе, – объясняет Надежда.
Множество её рисунков для тканей так и не были напечатаны. Дело в том, что Варвара выстраивала композицию на оптических иллюзиях и контрастах. Они хорошо смотрелись на плоскости, но не в драпировках платья. Рисунок или терялся, или настораживал зрителя. Её орнаменты и модели одежды стали настоящим художественным экспериментом.
Людмила Маяковская
В 1904 году изучала набивной рисунок на ткани в Строгановском училище. После этого стажировалась, а потом и заведовала на фабрике аэрографической мастерской. Опыт работы с трафаретной печатью пригодился, когда после революции она помогала брату Владимиру Маяковскому делать «Окна РОСТА». До середины 30-х Людмила занималась фабричным производством тканей.
– Она придумала новый тип росписи шёлка и тканей, – объясняет куратор.
Если в плакатах подтёки краски были минусом, на тканях они раскрывались и создавали художественное произведение.
Маргарита Иноземцева
– Иноземцева – художница, которая начинала свой путь с модерна, – объясняет Надежда Плунгян.
Её судьба была сложной – во времена революции семейную войлочную фабрику национализировали, муж был убит, она была совершенно одна с больным ребёнком на руках. Спасением и опорой тогда стал второй муж. Она участвовала с текстильными панно во всех выставках по декоративно-прикладному искусству.
– Можно сказать, что вся её экспозиция найдена вот только что, – говорит куратор.
В работах часто встречаются её родные места – усадьба в Арзамасе, Волга, Сосновая Горка.
Кира Мосякова
Ещё во время учёбы во ВХУТЕМАСе Кира была отправлена на стажировку в Париж, где познакомилась с многогранностью текстиля. В 1934 году она начала заниматься костюмами для актёров. Это направление текстильной промышленности оказалось её страстью. Над образами Кира работала в мастерских Большого театра. Но в 1938 году для неё наступили тяжёлые времена. Её муж был расстрелян как изменник Родины, а художница получила статус «жены врага народа». В последующие годы она эвакуировалась в Ташкент, потеряла работу в Большом, но никогда не опускала руки. Мосякова выполняла заказы для Худфонд СССР, где также экспериментировала над тканями и орнаментами.
Валентина Ходасевич
Валентина была художником театральных костюмов. Они были яркими, выразительными и реалистичными. Работая над созданием образа, она учитывала всё – движения актёра, его физические данные и даже психологический портрет.
– Она рисовала и для журнала «Искусство одеваться». Это был легендарный журнал 30-х годов, – отметила Надежда.
Главное модное издание Ленинграда и Москвы стало полем для демонстрации проблем социалистической моды. В один момент на страницах начали преобладать западные модели, что стало поводом для его закрытия. Это событие легло в основу художественного решения балета «Золотой век» – дивы были одеты в утрированно-театральные нэповские костюмы, а спортсмены – в реалистичные наряды.
Любовь Орлова
– Она в кино играла текстильщицу, ударницу, – объясняет Надежда.
Конечно, актриса никогда не работала на текстильной фабрике, тем не менее в фильме «Светлый путь» она смогла передать боевой характер, присущий настоящим ударницам, таким как Дуся и Маруся Виноградовы (ударницы и ткачихи, которые в 1935 году установили сначала всесоюзный, а затем мировой рекорд производительности труда). Героиня фильма Таня стала их собирательным образом. Она отрезает косы, меняет ситцевый сарафан на рабочий брезентовый комбез и встаёт за ткацкий станок. В кульминации фильма Таню награждают орденом Ленина в 1939-м. Удивительно, что сама актриса получила ту же награду в том же году.
Читайте также: Живописцы спустились в московское метро за вдохновением