Хронология авиатрагедии
8 марта 2014 года в 00:42 рейс Malaysia Airlines 370 вылетел из Куала-Лумпур (Малайзия) в Пекин (Китай). На борту Boeing 777-200ER находились 227 пассажиров и 12 членов экипажа. Этот ночной полёт должен был стать рядовым, топливо залили по-максимуму ("полных баков" хватало на 7,5 часа).
Диспетчер установил эшелон, который лайнер занял и поначалу летел строго по курсу. Адресно-отчётная служба авиационной связи ACARS каждый час отправляла наземным службам данные о параметрах самолёта.
Как пишет Daily Mail, радиолокационные данные показали, что в час ночи самолёт по-прежнему летел по намеченной траектории и готовился войти в воздушное пространство Вьетнама.
В 1.01 53-летний командир экипажа Захари Ахмад Шах передал диспетчеру, что самолёт выровнялся на высоте 10600 м, а затем повторил передачу в 1.08, когда покидал воздушное пространство Малайзии.
В 1:19 диспетчер в центре Куала-Лумпура пожелал экипажу по радио спокойной ночи, поскольку самолёт приближался к Вьетнаму, а дальше общение должен был продолжить диспетчер из Хошимина. Захари ответил: "Доброй ночи, Малайзийский три семь ноль", после этого от данного борта радиопередач больше не было.
В 1.21 самолёт пропал с радаров, используемых службой управления воздушным движением. Транспондеры, которые передавали информацию о местоположении Boeing 777-200ER, были отключены. ACARS тоже перестал функционировать. Таким образом, мир больше не мог отслеживать заключительный полёт малайзийского "боинга", и в последний раз его местоположение зафиксировали над Южно-Китайским морем, между Вьетнамом и Тайландом.
Диспетчеры предпринимали попытки связаться с экипажем, используя в том числе спутниковые телефоны, но "на том конце провода" была полная тишина. Представители авиакомпании Malaysia Airlines сообщили диспетчерам, что всё в порядке, и 6,5 часов бортом никто не занимался, но позже признали ошибку, что основывались на полётном плане, а не на фактическом отслеживании борта.
Позже первичные радарные системы показали, что вскоре после того, как самолёт исчез из поля зрения, он совершил резкий разворот в сторону от намеченной траектории полёта.
У экспертов появились разные варианты того, какому новому курсу следовал "боинг". Страны, воздушное пространство которых он мог пересечь, дружно делали заявления, что никакого бесконтрольного "боинга" у себя не замечали, поэтому осталась только версия, что он летел над южной частью Индийского океана, пока не закончилось топливо.
Самолёт искали в океане на площади 200 000 квадратных километров, но к успеху поиски не привели, и без вести пропавшие 239 человек были признаны погибшими. В январе 2018 года частная компания Ocean Infinity полгода проводила повторные поиски, но результат оказался тем же.
В итоге удалось обнаружить лишь несколько фрагментов самолёта, некоторые – на пляже Реюньона (Сен-Дени, Франция). Однако ничего более существенного, включая чёрные ящики, которые могли бы содержать важную информацию, так и не было найдено.
Естественно, стали появляться разные версии случившегося.
Что произошло с MH370
В кабине пилотов могли произойти драматичные события, на что указывают косвенные признаки. Например, устройства слежения за самолётом были отключены в кабине, поэтому власти Малайзии предположили, что таким образом кто-то в самолёте попытался сбить его с курса следования.
Командиром экипажа был Захари Ахмад Шах, который с 18 365 часами налёта считался одним из самых опытных капитанов в Malaysia Airlines, присоединившись к авиакомпании в 1983 году. Его первым пилотом был 27-летний Фарик Хамид. Для него это был тренировочный полёт – последний перед сдачей экзаменов на получение сертификата пилота. Он пришёл в авиакомпанию в 2007 году, и у него был хороший послужной список – 2700 часов налёта.
В течение нескольких недель после трагедии власти Малайзии сообщали, что они изучали биографию двух пилотов: обыскивали их дома в Куала-Лумпуре, узнавали про их частную жизнь и анализировали психологические характеристики. Не исключалось, что они работали на пару, планируя уничтожение самолёта. Подозрение в основном падало на старшего и более опытного капитана лайнера Захари Ахмад Шаха из-за слухов о том, что у него якобы были проблемы в личной жизни, которые могли привести к психическому перенапряжению.
Новозеландский специалист по расследованию авиакатастроф Эван Уилсон, основатель авиакомпании Kiwi Airlines и сам коммерческий пилот, провёл первое независимое расследование. И пришёл к выводу, что произошло убийство-самоубийство, после рассмотрения "всех возможных альтернативных сценариев". Он указал об этом в книге "Спокойной ночи, малайзиец 370", которую написал в соавторстве с новозеландским журналистом Джеффом Тейлором.
Однако он не смог предоставить никаких убедительных доказательств в поддержку своей теории, и многие члены семьи капитана Захари решительно оспаривали эту версию. Кроме того, сообщалось, что малазийская полиция и технические эксперты из ФБР не нашли "никаких доказательств" того, что капитан Захари планировал угнать самолёт, несмотря на то, что дома он использовал авиасимулятор, чтобы проложить маршрут к южной части Индийского океана.
Научный журналист и частный пилот британец Джефф Уайз допускает возможность, что в кабине пилотов произошёл саботаж, но больше склоняется к версии угона лайнера, причём сделал это... кто-то из пассажиров. С его точки зрения, некие люди в бизнес-классе открыли незапертый люк и получили доступ к незащищённым компьютерным системам, которые контролировали всё на борту самолёта, включая систему управления полётом и спутниковую связь.
Впрочем, многие эксперты не согласны с версией Уайза, считая его сторонником теории заговора. Особенно когда он в мини-сериале Netflix, посвящённом тем событиям, заявил, что захватчиками самолёта якобы были русские (напоминает о крушении малайзийского же Boeing в Донецкой области – MH17, в чём беспочвенно обвиняли Россию).
"Я не пытаюсь найти новообращённых, основать свою религию, – заявил Уайз Daily Mail, причём в большом материале нет ни слова про "русский след". – Я просто говорю, что мы живём в обществе, в котором встречаются опасные люди. Все знают, что угроза кибербезопасности существует, поскольку всё сейчас становится автоматизированным и компьютеризированным. Я не говорю, что на 100 процентов знаю, что именно произошло в самолёте, но нужно рассматривать и вероятность нарушения кибербезопасности".
Уайз считает, что захватить самолёт с помощью кибератаки или взлома компьютерной системы самолёта – реально.
Сейчас Уайз решил провести эксперимент, который, как он считает, поможет разгадать тайну MH370. Он попробует найти место, где мог разбиться авиалайнер, и в связи с этим открывает проект Finding MH370. Уайз хочет установить, действительно ли самолёт упал в южной части Индийского океана, для чего будет тщательно изучать найденные обломки и даже ихтиофауну на них.
"Это самый запутанный случай из всех крушений – большинство из них гораздо более прямолинейны", – заявил Уайз. И сравнил это крушение с ещё одной авиазагадкой: рейсом 447 авиакомпании Air France – борт исчез 1 июня 2009 года. Чёрный ящик извлекли из Атлантического океана лишь в мае 2011 года. В отчёте за 2012-й был сделан вывод, что причиной крушения стали механические неисправности и неправильная реакция экипажа на события.
Ракообразные помогут найти MH370?
Больше всего Уайза интересует фрагмент самолёта, найденный в Реюньоне. Это флаперон – закрылок, управляющая поверхность крыла самолёта. Известно, что он дрейфовал с места крушения меньше остальных обломков, и можно смоделировать обратную траекторию его движения. А сделать это попытаются как раз с помощью ихтиофауны!
Флаперон был покрыт Lepas anatifera – морскими уточками, это подотряд усоногих ракообразных (в некоторых странах считается большим деликатесом). В известковых панцирях этих существ содержались химические вещества, их анализ может совершить прорыв в поисках самолёта.
Ранее к расследованию трагедии подключился профессор Грегори Герберт из Университета Южной Флориды. Он заявил, что ключ к разгадке места крушения – в геохимии ракообразных.
В рамках эксперимента он выращивал их в лаборатории при разных температурах в течение нескольких недель, затем был проведён химический анализ новых слоёв панциря, выросших за это время. "Мы обнаружили, что химический состав настолько предсказуем, что можно даже узнать, при какой температуре океана образовался слой панциря толщиной в субмиллиметр", – отметил профессор.
Затем были изучены ракообразные, взятые с фрагмента рухнувшего самолёта, к исследованию подключились эксперты из Университета Голуэя в Ирландии. Были проанализированы данные о температуре воды, где могли находиться эти существа – благодаря новым вводным учёные попытались смоделировать, откуда мог дрейфовать флаперон.
Французский учёный Жозеф Пупен был одним из первых биологов, исследовавших морских уточек с борта MH370. Пупен пришёл к выводу, что самые крупные из прикреплённых к обломку ракообразных, возможно, были настолько старыми, что могли поселиться на нём вскоре после крушения, когда тот ещё очень близко находился от места катастрофы. В свою очередь, профессор Герберт счёл, что при помощи отслеживания температуры Lepas anatifera можно сузить область поиска обломков.
Сообщается, что самолёт мог рухнуть в часть океана, известную под названием "Седьмая дуга", а температура воды там неравномерная. Поэтому в 2023 году профессор заявил, что его метод поможет точно определить, где находится самолёт.
Проблема, с которой столкнулись учёные, – отсутствие финансирования для их экспериментов. С 2014 года и так было потрачено 200 млн долларов на поиски авиалайнера вдоль "Седьмой дуги" – и там ничего не нашли. Кроме того, выяснилось, что многие ракообразные на обломке дрейфовали всего около 4 месяцев, а самолёт пропал за 16 месяцев до того, как их нашли.
Однако исследования всё ещё оставляют некоторую надежду – и именно здесь может помочь новый эксперимент Уайза.
С точки зрения британского журналиста, удивительно, что морские уточки находились на части самолёта, который был над водой – ведь они обитают исключительно под ней. В связи с этим возник вопрос, не означает ли это, что флаперон появился на пляже не случайно (то есть, его кто-то подкинул, чтобы увести поисковые группы подальше от настоящего места крушения).
Уайз запустил проект на Kickstarter для финансирования своего эксперимента. Суть его в следующем: фрагмент Boeing 777, который соответствует найденному на острове Реюньон, будет оснащён датчиками и телеметрией, затем его сбросят в месте предполагаемого крушения MH370.
"Камеры будут отслеживать рост ракообразных на поверхности фрагмента, а радиопередатчик будет транслировать его местоположение и фиксировать температуру воды. Через 15 месяцев флаперон будет извлечён и возникшая популяция ракообразных изучена", – отметил Уайз.
Цель эксперимента – узнать, как выглядит естественный рост Lepas anatifera на обломке.
Это не первый случай, когда флаперон будет погружён в воду: в 2017 году австралийские правительственные исследователи погрузили в воду обломок, который соответствовал обломку пропавшего самолёта, и использовали его для уточнения своих моделей дрейфа – однако они не оставляли его в воде, чтобы отслеживать рост морских уточек.
Уайз отметил, что в ходе научных исследований формируются гипотезы и собираются доказательства для их последующей проверки. Уже обнаружено, что "усоногие раки Lepas anatifera действительно растут по всему фрагменту и часто достигают небольших размеров в южной части Индийского океана из-за хищничества, недостатка пищи или других факторов".
Он считает, полученные в ходе его нового эксперимента данные могли бы подтвердить теорию о том, что пилот совершил массовое убийство. Либо исследователи "обнаружат, что Lepas anatifera обитают только на той части фрагмента, которая постоянно остаётся погруженной в воду, и что за 15 месяцев они вырастают значительно более крупными, чем на флапероне, найденном на острове Реюньон. Это подтвердило бы вывод о том, что MH370 был кем-то захвачен, а обломки подбросили позже для обмана".
Проект британца Finding MH370 поддержат различные эксперты, включая Национальное управление океанографии и атмосферы.
Как и в любом эксперименте, существует вероятность того, что что-то может пойти не так – например, выйдет из строя телеметрическое оборудование. Тем не менее, технология надёжна, так что Уайз с оптимизмом смотрит в будущее.
Он надеется, что любая новая информация, полученная в ходе эксперимента, поможет малайзийским властям возобновить расследование, которое прольёт свет на истинные причины авиакатастрофы, а родственники 239 человек, погибших в самолёте, наконец успокоятся.
Уайз отмечает: "Власти говорят: "О, мы сделали всё, что могли". Нет, не сделали! Вы перестали пытаться. Но есть кое-что, что вы ещё можете сделать. И если мне придётся сделать всё самому, я готов".
"Если у пилота отклонение, его берут на карандаш"
Юрий Сытник, заслуженный лётчик России, в интеврью для Metro рассказал, что он думает о пропаже MH370.
– К какой версии вы склоняетесь?
– Есть данные, что на борту находились учёные, которые заметно продвинулись в науке, причём это были китайцы. Как известно, отношения у КНР и США непростые. Самолёт, о котором идёт речь, произвели в США, и доступ к его удалённому управлению у американцев был. Спецслужбы, которые заинтересованы в уничтожении самолёта, экипажа и пассажиров, могли легко воспользоваться теми возможностями, которые у них были.
Часто бывает, что власти различных государств пытаются уничтожить людей, которые могут совершить революцию в промышленности, найти новые источники энергии. Но если американцы действительно вмешались в судьбу самолёта, мы этого никогда не узнаем. Секретные документы будут уничтожены.
Вспомним про MH17, обломки которого найдены в ДНР. Никто до сих пор не знает, чья ракета сбила тот "боинг". А ведь американцы просматривают каждое своё воздушное судно, отслеживают любую ракету, которая может к нему приблизиться. Данные у них наверняка есть. Почему они их не обнародуют?
– Это правда, что самолётами можно управлять дистанционно?
– Смотря какие. Увести российский самолёт старого поколения – Ту-154 или Ил-62 – невозможно! Нажал одну кнопку, и все автопилоты отключены. А вот французские самолёты Airbus, которые выпускают после 2010 года, полностью на электронике. Такова логика построения таких самолётов. Французы считают, что компьютер безошибочен, он быстрее реагирует на внешние изменения, точнее эксплуатирует самолёт, а человек нужен только для контроля. Мы и Boeing придерживаемся другой точки зрения.
Но думаю, однажды компьютер всё-таки победит. Самолётами будет управлять искусственный интеллект, автоматическая система управления.
– В версию с пилотом-убийцей совсем не верите?
– Нет подтверждения тому, что лётчик сошёл с ума и хотел что-то сделать. Он не оставил предсмертной записки. Такие сумасшедшие всегда хотят, чтобы о них все знали. Те, кто расстреливает мирных людей на концертах, в супермаркетах, на заправках, тоже жаждут славы.
Командир малайзийского самолёта был опытным, через многое прошёл. К тому же, когда главный пилот не совсем адекватен, это замечают, причём сразу.
У нас в стране есть лётные директоры, шеф-пилоты, пилоты-инструкторы, которые ловят малейший сигнал, говорящий о наличии проблем с головой. Есть также ежегодная комиссия, которую проходит лётный состав.
Если у человека нашли отклонения, то его начинают мониторить, проводить профилактические беседы, чтобы выяснить – проблема с психикой временная или прогрессирующая. Я, работая лётным директором, отправлял на пенсию лётчиков безо всякого сожаления. У нас в документах написано, что мы несём личную ответственность за экипаж, за безопасность выполняемых им полётов.
– Могло ли быть так, что малайзийским самолётом кто-то управлял из пассажиров?
– Не верю. У нас чеченские террористы просто подрывали гражданские лайнеры. Но зачем уводить его в сторону от курса следования и только затем подрывать? Террористы подрывают сразу, а это не была террористическая атака.
– Как думаете, что происходило на борту, когда связь с диспетчерами прекратилась?
– Экипаж первым обнаружил, что контроль над самолётом потерян. Возникает вопрос, почему он не вышел на внешнюю связь? Нужно только кнопку нажать! Значит, глушилась связь, поэтому их никто и не слышал. Итак, самолёт сменил курс, но пассажиры это вряд ли заметили. Пока он не падает, на борту обычно спокойно. А когда самолёт падает, люди умирают, ещё не добравшись до земли. От разрыва сердца или шока. Нет, не болевого – психологического. Что это конец...