Идея привести дизайнеров, которые талантливо вплетают культурные национальные коды своих стран в коллекции, появилась у организаторов выставки в конце весны.
С начала лета куратор Ольга Михайловская начала отбирать лучших мировых кутюрье. Связывалась с модными институциями в странах Азии, Африки и Латинской Америки и выходила через них на дизайнеров.
Задача, которую она перед собой поставила, – показать, как фольклорное, национальное наследие не просто хранится в музеях за стеклом, а особенно активно проникает в современную моду последние 14 лет.
– Обращение к национальному наследию – тенденция в мировой моде не новая, но очень популярная сегодня. Возникла она примерно в середине 2010-х как реакция на глобализацию и диктат крупных международных конгломератов, которые создают, скажем так, больше однотипную одежду. Всё это уже наскучило, – рассказывает Metro Ольга Михайловская, куратор выставки. – Вообще, сейчас в мире огромный интерес ко всему локальному, ремесленному, к ручной работе, к небольшим брендам, которые очень трепетно относятся к своим изделиям. Очень талантливо работают с наследием дизайнеры из стран Азии и Африки, где всё народное по-прежнему живое и яркое. И это всегда искренне, потому как отсылка к корням, важнейшим хранилищам древних ремёсел и традиций – этот творческий процесс идёт изнутри.
Все модели выставлены в фойе на манекенах. Сделано это специально, чтобы посетители могли увидеть детали и элементы вблизи. Дизайнеры представили от 2 до 4 моделей: платья, костюмы, верхнюю одежду, украшения и обувь.
Ольга рассказывает, что некоторые из них используют те же ремёсла, что и предки много веков назад, а некоторые осмысляют традиционные символы, ценности на эмоциональном уровне, добиваясь от зрителя яркой ответной реакции.
– Например, на выставке есть костюмы китайского дизайнера Сунь Гуйтхена. Увидев модели, я сразу поняла, откуда они, – говорит Ольга. – Воздушные, нежные, минималистичные, с цветочной вышивкой – смотришь на них и сразу понимаешь, что за ними стоит культура и ментальность Китая. И не потому, что использованы особые цвета и формы – символика считывается на эмоциональном уровне.
Куратор особенно отмечает российско-корейского дизайнера Антонио Шина, который родился в Москве, а сейчас живёт между столицей и Сеулом. Он изучает традиционный корейский костюм. На выставке Шин представил два современных мужских костюма в чёрно-белой палитре в сочетании с национальным верхним халатом турумаги из жаккарда и один красный костюм с чёрно-белым глубоким воротником.
Вайс Асоев из Таджикистана представил свои платья с брюками, вышитые вручную. В концепции своего бренда он использует таджикскую природу – растения и национальные узоры.
Ибрагим Шебани из Ливии показал эффектное платье-тунику, напоминающее по форме арабскую джеллабу, обрамлённое бежевыми и белыми металлическими кнопками.
Особое впечатление оказали на гостей работы руанского дизайнера Niyitanga Olivier – вечернее платье с ручной вышивкой из бисера в виде головы буйвола и коричневый брючной костюм с объёмными рукавами с национальным рисунком – одним из популярных в моде анималистичных принтов под зебру.
– Знаете, что мне нравится? Эти красивые вещи с национальным колоритом – модные, и каждый из элементов этой одежды можно носить по отдельности, – восхищается Ольга.