Полгода назад, в конце декабря 2022 года, Запад ввёл потолок цен на российскую нефть, продаваемую морем, – он составляет 60 долларов за баррель. Это было сделано для того, чтобы нанести удар по экспортным доходам российского бюджета. Такая мера была лишь одной в череде многих.
После февраля 2022 года коллективный Запад взял курс на дестабилизацию внутренней и экономической ситуации в нашей стране. Было введено множество ограничительных мер против российской экономики. Так, под санкции попали крупнейшие российские банки и компании финансового сектора, энергетики, транспорта, поставки товаров, технологического сектора, промышленности. Банковская отрасль России оказалась отключена от международной системы межбанковских платежей SWIFT, а платёжные системы Visa и MasterCard прекратили свою работу на территории нашей страны.
Авиакомпаниям России запретили летать над странами Запада, также был наложен запрет на морские перевозки. Был введён запрет на экспорт энергоресурсов России на Запад – газа, нефти, уголя. Помимо этого страны Запада ввели контроль на экспорт в Россию электроники и бытовой техники.
Как рассказал Metro доктор экономических наук, директор независимого Института психолого-экономических исследований Александр Неверов, рядовые россияне почувствовали психологический эффект санкционной политики Запада, особенно во втором квартале 2022 года.
– Но стратегически, в долгосрочном плане, санкции помогли и ещё помогут российской экономике запустить много новых технологических и производственных цепочек. А новые цепочки — это и рабочие места, и новые предприятия. Так что эффект есть. Но этот эффект, безусловно, не тот, на который рассчитывали те, кто эти санкции придумывал и вводил.
По его словам, санкции должны были создать панику у рядовых россиян, привести к резкому росту спроса на уходящие бренды, спровоцировать дефицит и рост цен и в конечном итоге повысить недовольство граждан властью. Другой целью санкций было оказать давление на богатых людей, чтобы спровоцировать их на саботаж и давление на руководство страны.
Была и ещё одна цель – обеспечить конкурентные преимущества американскому и британскому бизнесу на рынке ЕС и Африки.
– Но ни одна из этих задач в полной мере недружественным государствам не удалась, за исключением выдавливания российского бизнеса с европейского рынка.
Изменилась ли жизнь россиян от этих санкций? Неверов считает, что большинство заметило изменение марок и брендов, но не ассортимента в магазинах.
– Есть кое-какие сложности по линии трансграничных платежей и пользования рядом цифровых сервисов. Но в целом воздействие минимально и не критично.
Основатель Академии бизнеса и стратегического маркетинга Юлия Корчагина-Озджан более категорична, она считает, что санкции возымели эффект и они дали рост цен, рост курсов валюты, вылились в проблемы с логистикой некоторых товаров.
– Рынок ресторанов просел на 30–40%, между тем вырос рынок доставок, маркетплейсов на 38–45%, открылось много новых российских брендов, которые активно стали продавать через социальные сети. Много рядовых граждан стали покупать товары российского производства или заказывать через Казахстан, Грузию, Узбекистан. Но, с другой стороны, всё это привело к развитию локальных брендов, стартапов и небольших компаний. В магазинах стали появляться полки импортозамещения с бытовой химией российского производства. Сейчас в стране пытаются поддержать российского производителя.