– Вот с этой модельки снимается форма. В неё потом заливается жидкий фарфор. Сырое изделие вынимают из формы, зачищают и замывают. И после первого обжига вещицу отдают художнику, который расписывает её цветом. А затем – художнику-золотнику, который наносит последние штрихи. Всего изделие проходит три обжига, – объясняет Антон Коган, руководитель "Лефортовского фарфора".
На предприятии, расположенном в старинном районе Москвы, в здании XIX века, уже 35 лет производят очень деликатную продукцию – фарфоровые изделия с ручной росписью. Ещё ноябрь, но работа в цехах уже перестроилась на "новогодний" режим: мы с фотографом стараемся двигаться аккуратно, чтобы не дай бог не задеть стеллаж, плотно уставленный зайцами, волками, крокодилами Генами, Мойдодырами и прочими сказочными существами. – Делать фигурки в виде персонажей советских мультфильмов придумал мой отец, который основал наш бизнес в 1991 году. Сейчас дети смотрят "Фиксиков", диснеевские фильмы, а мы хотим, чтобы люди не забывали отечественную классику: "Жил-был пёс", "Ну, погоди!"... Когда началась перестройка, все занимались бизнесом «купи-продай», а отец решил создать своё производство, ведь в России ничего не было! Пригласили технолога с Гжельского завода и открыли маленькую мастерскую. И так постепенно пошло дело. Поставили одну печку (для обжига изделий), вторую, пятую, шестую. Когда новогодние торжества отгремят, "Лефортовский фарфор" вернётся к продукции "широкого профиля" – посуде, декоративным тарелкам, бюстам, сувенирам, картинам, изделиям на заказ.
– Одно из важных направлений – коллаборации с известными дизайнерами. Например, с Оксаной Ярмольник: она делает игрушки из текстиля, а мы создаём их фарфоровые мини-копии. Например, делаем символ будущего года из бисквита (сорт фарфора. – Прим. ред.), – объясняет Коган.
Стоимость чайного сервиза от лефортовских мастеров варьируется от 1000 до 100 тысяч рублей – в зависимости от запроса. Кто-то хочет просто белый фарфор, кто-то с отводкой (золотой ободок. – Прим. ред.), кто-то с деколью (переводные картинки. – Прим. ред.). Выше всего в цене – ручная роспись.
– Хочется развиваться: открывать маленькие подразделения в регионах страны, – делится Антон Коган. – В российских городах много художников, которые занимаются ремёслами, народными промыслами, мы сможем создавать для них новые рабочие места, заодно расширять наши возможности. Очень важно воспитывать культуру уважения к ручному труду такого уровня. Молодёжь сегодня стремится в айти, с кисточками и красками возиться немодно, поэтому кадры у нас на вес золота. Если у сотрудников проблемы с жильём, помогаем, стараемся всех поддерживать.
Предприятие работает и напрямую с заказчиками – со всей страны и из-за рубежа, с магазинами и маркетплейсами. На розничных площадках товар раскупают влёт. Со временем и у других производителей появились изделия в стиле «Лефортовского фарфора». Однако оригинальное качество и ту скрупулёзность, с которой создают любимых персонажей лефортовские мастера, никому не удаётся повторить. После 15 декабря на сайте компании откроется предварительная запись для поклонников фарфорового декора. Можно прийти в шоурум, полюбоваться и прикупить любимых мультяшных героев на ёлку.