Восточно-средиземноморская республика в первый день зимы ввела платный визовый режим для наших соотечественников. Отныне взрослым россиянам, чтобы посетить Кипр, надо заплатить 80 евро, а их отпрыскам до 12 лет – 40 евро. При этом ранее, чтобы получить въездной документ на остров Афродиты, россиянам платить ничего не нужно было.
Как рассказала Metro эксперт в сфере трансграничного структурирования бизнеса Надежда Орлова, несмотря на введение визовых ограничений, страна продолжает оставаться интересной богатым россиянам и крупному бизнесу, а также холдинговым структурам (когда "материнская" компания находится в России, а "сестринская" или "дочерняя" позиционируется на Кипре. – Прим. ред.).
– Но уровень уровень цен и жизни на Кипре достаточно высокий. Если перемещать персонал на Кипр, то нужно быть готовым раскошелиться. Очень многие российские компании отказываются от кипрских холдингов и делают прямое российское владение. С недавних пор нельзя заплатить дивиденды на Кипр, – говорит эксперт.
По её словам, Кипр сейчас рассматривается как недружественнная страна, поскольку он является членом ЕС и платить дивиденды "своим" компаниям туда невозможно. Кроме того, невыгодно вести дела с родственными кипрскими структурами, поскольку после изменения налогового режима в России стали облагаться налогом доходы у источника перед выплатой на Кипр.
Как рассказал Metro юрист-международник, обслуживающий крупный российский холдинговый бизнес за рубежом, сейчас Кипр продолжают использовать IT-компании, он интересен среднему классу, тем, кто ранее получал на острове вид на жительство и гражданство Кипра по цене 2 млн евро, что даёт гражданство ЕС.
– Там продолжают находиться крупные российские холдинги, ведь действует российско-кипрское соглашение об избежании двойного налогообложения. Тут находятся банковские, инвестиционные, финансовые структуры. Наши компании и граждане там останутся, несмотря ни на что, – говорит собеседник.
Но, по его словам, определённый исход российских компаний и резидентов с острова всё же происходит.
– Кипрские компании в рамках санкций ЕС не могут оказывать юридическую поддержку российским компаниям, и кто-то из-за этого с Кипр может уйти. Но массового исхода и массового бегства не будет, – уверен юрист.
А как рассказал Metro на анонимной основе россиянин, живущий на острове Афродиты, после начала СВО на Украине цены на местную недвижимость подскочили в 2–3 раза, а то и больше. Так, вилла, которая в начале года стоила 1 млн долларов, теперь стоит 5 млн долларов.