Нападение террористов, которых подготовила запрещённая в РФ организация “Аль-Каида”, заставило весь мир кардинально изменить своё представление о безопасности. В большей мере это коснулось авиационных перевозок.
О том, как трагедия повлияла на жизнь простых пассажиров, членов экипажа и авиаконструкторов, рассказал в беседе с Metro заслуженный пилот России, бывший лётный директор “Внуковских авиалиний” Юрий Сытник.
Что за последние 20 лет после трагедии 9/11 изменилось в системе безопасности аэропортов? Как усилился контроль багажа, досмотр и система охраны самолётов во время стоянки?
Все системы безопасности стали на несколько порядков превосходить прежние. Появилась система распознавания лиц, мощные мониторы, которые определяют нервозность пассажира при входе в зал ожидания. Стали привлекать специальных психологов, которые следят за реакциями пассажиров на те или иные факторы.
Сам досмотр стали проводить иначе – теперь проверяют чемоданы, личные вещи, заставляют снимать ботинки, смотрят подмётки, чтобы не допустить проноса запрещённых предметов. Кроме того, в крупных аэропортах работают служебные собаки, которые реагируют на взрывчатку, даже если это не собранное устройство, а лишь один из компонентов.
С одной стороны, система безопасности стала совершенна, с другой – часто столь строгие меры нервируют экипаж, бортпроводников и технический персонал.
Подтолкнула ли трагедия 11 сентября авиастроителей на усовершенствование или создание новых мер безопасности в области технической оснастки воздушных судов?
Да, конечно, устройство самолётов претерпело серьёзные изменения, но об этом не распространяются – информация ценная, конфиденциальная. Тем, против кого эти новшества направлены, знать о них не нужно.
Что поменялось в инструкциях для пилотов и персонала самолётов после 9/11?
Раньше командир корабля мог выйти к членам экипажа, помочь. Теперь всё изменилось кардинально: два лётчика закрыты в кабине, дверь бронированная, что делает остальной экипаж – они понятия не имеют. Теперь капитан управляет только самолётом и своим помощником, бортпроводники живут сами по себе.
Но в этом есть и недостаток, поскольку бортпроводники (а это, как правило, девушки без опыта, навыков и званий) вынуждены самостоятельно справляться со всеми кризисными ситуациями.
Некоторые пассажиры захваченных лайнеров смогли дозвониться в последние минуты жизни родным и близким. В 2001 году покрытие мобильных сетей ещё не было столь обширным. Как людям удалось связаться с мобильных телефонов на высоте?
Наш эфир уже давно так сильно наполнен радиосвязью, не мудрено, что многие смогли поймать сигнал. К тому же, самолёты летели достаточно низко – 200–500 метров от земли (большинство звонков было сделано со специального аэрофона, и лишь малая часть по сотовой связи, почти все из них – в последние минуты, когда захваченные лайнеры шли на снижение. – Прим. ред.). На такой высоте связь ещё ловит.
Эксперт также подчеркнул, что несмотря на усовершенствование всех защитных систем, опасность атаки, даже столь масштабной, как 9/11, по-прежнему сохраняется, и мир вынужден учиться новым способам обеспечения безопасности и борьбе с международным терроризмом.