Впервые в Грузии президента выбирало не население путём всеобщего голосования, а члены избирательной коллегии, в составе которой заседают 300 человек.
В розданных им бюллетенях был только один кандидат — 53-летний экс-футболист Михаил Кавелашвили. Результаты голосования хотя и не были неожиданными, приветствовались бурными аплодисментами.
Голосование прошло в здании парламента на фоне массовых акций протеста. Оппозиция, не признавшая итоги парламентских выборов 26 октября, не стала выдвигать своих кандидатов и не участвовала в голосовании. Они считают, что у нелегитимного парламента нет полномочий выбирать президента.
Выборы без выбора
Свой текущий облик выборы в Грузии получили в 2017 году после избрания нынешнего президента Саломе Зурабишвили. Теперь они проходят по новой системе — с участием коллегии, большинство из которой сейчас являются представителями правящей "Грузинской мечты". Остальные её участники — представители Высших и городских советов парламента Грузии, а также автономных республик Аджарии и Абхазии. Соответствующие изменения были внесены в Конституцию.
— Грузия уже давно является парламентской республикой, — отметил в беседе с Metro политолог Арчил Сихуралидзе. — Президент в стране не играет никакой политической роли. Он общественный деятель, его цель — объединять народ. Прямые выборы отменили, поскольку именно парламент представляет интересы людей. Безусловно, нехорошо, что в бюллетени был только один кандидат, но оппозиция сама ввела себя в такое тяжёлое положение.
Несомненно, новоизбранный грузинский президент будет более удобным для сформированного правительства, нежели предыдущий, добавил Сихуралидзе. Однако его фигура несёт в себе и другие политические смыслы:
— Избрание Кавелашвили — это сигнал всему миру, что Грузия перестала выбирать политиков, не понимающих, что в стране установлено парламентское правление, а также тех, для кого поощрение от Европы и Запада стоит выше, нежели любовь избирателя.
Стратегическое неповиновение
По словам эксперта, политический кризис в Грузии закончится в конце декабря — январе. Хотя митинги могут продлиться и дольше.
— "Грузинская мечта" действительно победила. Единственное, на что может надеяться оппозиция, — это громогласные заявления Литвы, Латвии и Эстонии. Они всё ещё думают, что Грузию можно вернуть в период стратегического повиновения.
Остальная же Европа примет новое правительство, уверен Сихуралидзе. Что касается США, Дональд Трамп уже выразил готовность сотрудничать с "Грузинской мечтой".
— Международные же отношения с Россией будут складываться довольно тяжело. Первое время мы никуда двигаться не будем. Для Грузии важно, чтобы первой навстречу пошла именно Россия.