Как действует космос на физическое здоровье и морально-психологическое состояние астронавтов

Что происходит с человеком в космосе? Учёные и космонавты делятся результатами исследований и личным опытом в документальном фильме "Человек космический"
Как действует космос на физическое здоровье и морально-психологическое состояние астронавтов
Телеканал "Доктор"
Кадр из документального фильма "Человек космический"

Проектировщик жизненного цикла космических сооружений. Менеджер космотуризма. Космодиспетчер. Космобиолог. Космогеолог.  Инженер систем жизнеобеспечения… Это реальные профессии, которые станут востребованы уже ближайшие 10–20 лет с развитием индустрии космических путешествий. 

По крайней мере, так считают создатели фильма "Человек космический", снятого для научно-популярного телеканала о медицине "Доктор".  Metro побывало на показе фильма, авторы которого размышляют, каково придётся в будущем наследникам станции "Мир" и МКС.

Широкий зритель ужасно любит всё про космос. Запертые на Земле, мы мечтаем о других мирах, смотрим фильмы о космических путешествиях и читаем научную фантастику. Заворожённые тайнами вселенной, мы редко думаем о том, что на самом деле происходит с человеческим телом и психикой в состоянии невесомости и длительной изоляции.

Даже самые здоровые, крепкие и выносливые люди, которых берут в космонавты, по возвращении с орбиты чувствуют себя так, будто несколько месяцев были лежачими больными.

Такое впечатление, что тебе повесили гири на ноги, дали гантели в руки, и ты вот каждое движение прямо чувствуешь, как ты преодолеваешь этот вес.
Сергей Рязанский, космонавт

Писатель-фантаст Беляев очень точно описал одну из самых серьёзных проблем пребывания космонавтов на борту МКС – потерю кальция и атрофию мышц. За месяц на орбите космонавты теряют как минимум 1,5% костной массы. Из-за того, что в космосе нет веса ни у самого космонавта, ни у предметов, с которыми он взаимодействует, быстро атрофируются мышцы. 

Это далеко не единственные проблемы с телом, но есть не только они. Оказывается, многие космонавты жалуются на потерю кратковременной памяти. Учёные проводят параллели между изменениями в коре головного мозга космонавтов и физиологией болезни Альцгеймера. 

– Нет, конечно, мы не можем сказать, что человек, который оказывается в невесомости, – это человек, который заболел, – говорит Елена Томиловская, зав. отделом сенсомоторной физиологии и профилактики. – Более правильно сказать, что организм пытается понять, что происходит, и адаптироваться к новой ситуации. 

В условиях невесомости главное – руки. Значит, ноги постепенно атрофируются. Память будет работать плохо, поэтому в мозг человека придётся вживить микрочип. Глазные яблоки из-за разницы между глазным и внутричерепным давлением станут уплощёнными. Зрение ухудшится. Можно предположить, что из-за сложностей приёма пищи в невесомости придётся перейти на внутривенное питание, а значит, атрофируются жевательные мышцы и, возможно, зубы… Неужели возможный человек будущего и астронавт-покоритель вселенной – это монстр?

По счастью, не совсем так. Российские специалисты по космической медицине уже придумали, как создать на борту обитаемого модуля искусственную силу тяжести. Учёные считают, что искусственная гравитация, которую первыми придумали писатели-фантасты, стала бы идеальным решением.

Кадр из документального фильма “Человек космический”.
Телеканал “Доктор”
Кадр из документального фильма “Человек космический”.

Космос – испытание не только телесного здоровья, но и психики. Об этом тоже давно догадались авторы научной фантастики. В фильме писатель-фантаст Антон Первушин зачитывает отрывок из романа "Магелланово облако" Станислава Лема, где описано, как на третий год космической экспедиции астронавты начинают буквально бросаться друг на друга. 

– Вы посмотрели в окно сегодня в иллюминатор – застывшее без движения звёздное небо, вот чёрное небо с точками звёзд. Завтра посмотрели – всё то же самое небо, всё то же застывшее изображение. И вот в этой ситуации как себя поведёт психика человека? Честно говоря, даже прогнозировать мы не можем пока, – говорит Олег Рюмин, зав. лаб. психофизиологических исследований.

Для космонавтов разрабатывают правила поведения, с ними работают психологи. Тоску по близким помогают преодолеть звонки на Землю, когда на станции есть связь. В гипотетических межпланетных полётах это, конечно, будет невозможно. 

Институт медико-биологических проблем уже не в первый раз моделирует ситуацию полной автономности будущего межпланетного полёта. С 2007 по 2011 год проводился эксперимент "Марс-500". Продолжается эксперимент "Сириус" – идёт 133-й день условного полёта.

В XXI веке, когда марсоход НАСА впервые коснулся Красной планеты, когда космический телескоп "Джеймс Уэбб" отправлен на разведку самых удивительных тайн вселенной от её "тёмных веков", мы стали ближе к научной фантастике за всю историю человечества. Будем надеяться, что российская наука и космонавтика внесут свой вклад.