Россия потеряла в Великой войне, как тогда называли Первую мировую войну (в СССР она называлась "Первая империалистическая", а в Российской империи – "Вторая отечественная") более 1,3 млн человек убитыми, при этом примерно 3,8 млн человек оказались ранены. Воевали мы тогда за независимость нашего союзника – Сербии, – а также за Царьград (Константинополь) и черноморские проливы: Босфор и Дарданеллы.
Но все усилия, пот, слёзы и потери канули в Лету после революционных потрясений: армия попросту развалилась. И в марте 1918 года большевики в Брест-Литовске заключили сепаратный от союзников России по Антанте мир с Центральными державами: Германией, Австро-Венгрией, Османской империей (Турцией) и Болгарским царством – нашими противниками.
По итогам Брестского мира Россия теряла территорию общей площадью 780 тысяч кв. километров, на которой проживало 56 млн человек (1/3 населения Российской империи). От страны отторгались Прибалтика, часть Белоруссии, Ардаган, Батум и Карс в Грузии; Украина и Финляндия становились независимыми государствами. Советская Россия обязывалась демобилизовать армию и флот (в том числе и Красную армию).
Врио председателя правления Российского исторического общества Руслан Гагкуев подчёркивает, что Брестский мир стал одним из важных поворотных пунктов в начинавшейся в стране Гражданской войне.
– Унизительные для национального самосознания условия мира, отторгавшего от России значительные территории и накладывавшего на неё тяжелые условия, во многом послужили толчком к переходу на антибольшевистские позиции немалой части патриотически настроенного населения, – говорит эксперт.
По Брест-Литовскому миру Советская Россия обязалась также признать и «украинский» Брестский мир.
О чём речь? Дело в том, что после захвата большевиками власти в Петрограде в ноябре 1917 года украинская Центральная рада провозгласила независимость Украинской народной республики (УНР). Она боролась с большевиками и фактически оказалась в состоянии войны с Советской Россией.
Поэтому руководство УНР вступило в переговоры с Германией. В феврале 1918 года был подписан "украинский Брестский мир". Его подписание произошло на следующий день после занятия Киева советскими войсками.
Заключенный УНР мир предусматривал установление дипотношений, эвакуацию войск с территорий, занятых Германией и Австро-Венгрией, обоюдный отказ от компенсаций, возвращение военнопленных и обмен интернированными гражданами. Договор декларировал, что граница между УНР и Австро-Венгрией будет аналогичной рубежам бывшей Российской империи (за исключением северного участка, где она должна была установиться смешанной комиссией с учётом этнического состава населения).
Руслан Гагкуев замечает, что наиболее значимыми для сторон были условия, не отражённые непосредственно в договоре. Так, 13 февраля 1918 года делегация УНР в Брест-Литовске официально обратилась за помощью к Германии и Австро-Венгрии с просьбой оказать военную поддержку «в жестокой борьбе Украины за своё существование» против «варварского вторжения» красногвардейских отрядов.
– Военная помощь не была бескорыстной. В обмен на неё в Германию и Австро-Венгрию до конца июля 1918 года УНР должна была поставить 60 млн пудов хлеба, 3 млн пудов живого веса крупного рогатого скота, 400 млн яиц, а также сало, сахар, пеньку, марганцевую руду и прочее — всё, в чём к концу войны сильно нуждались вчерашние противники Российской империи по Первой мировой войне, – говорит историк.
По его мнению, заключённые зимой-весной 1918 года украинской Центральной радой, а затем советской делегацией мирные договоры с Центральными державами до сих пор оказывают влияние на нашу жизнь.
– Во-первых, Центральные державы получили в свои руки богатые ресурсы юго-западных областей бывшей Российской империи, что способствовало продолжению войны на протяжении почти всего 1918 года. Во-вторых, получившая поддержку германских штыков украинская государственность заявила о своих правах на обширные области бывшей Российской империи, – обращает внимание он.
Граница германской оккупации 1918 года в существенной степени совпадала с определёнными позднее границами советской Украины, а затем и независимой современной Украины. Руслан Гагкуев, врио председателя правления Российского исторического общества
Между оккупацией Украины Германией в 1918 году и современной ситуацией вполне можно провести историческую параллель, считает историк.
– Более чем 100 лет назад за германскую оккупацию, которая была единственным гарантом сохранности её "независимости", украинская держава расплачивалась малороссийским хлебом и другими продуктами. Сегодня всё так же: за поставки вооружения и иностранную военную силу находящийся у власти в Киеве марионеточный режим вывозит из страны в Европу хлеб и другие продукты, – говорит он.