На высоте 180 метров, в скрученной позе, дрожа от холода, сидит жёсткий, замкнутый человек и молча перетаскивает грузы с утра до ночи. Такими мы представляли себе крановщиков. Разбила этот образ в пух и прах красавица Елена Бакалдина, крановщица с 15-летним стажем, которая может разгрузить и подать за рабочую смену целый прицеп с арматурой.
Новость о переделке крана в арт-объект Елену воодушевила: она тут же спросила, где можно его увидеть.
– Знаете, это наша внутренняя боль – памятник сварщику, сапожнику есть, а крановщику нет. Мы искали-искали – не нашли. Поэтому сделать кран арт-объектом, который станет своеобразным памятником и увековечит наше дело, – замечательная идея.
По мнению Елены, стройка – это свобода, красота и высота, а не только серьёзный и опасный труд.
– Меня долго отговаривали, я зрела полгода, прежде чем пошла на работу. Без усидчивости, быстрой реакции, выносливости и трезвости ума крановщиком не стать. Но всё это у меня в достатке, – улыбается Елена.
Однако ей пришлось пройти проверку на прочность – доказать перед наставником, что она проявит эти качества и на практике. Первый "экзамен" – залезть на кран.
– Залезать не страшно, голова не кружится. Да, мороз пробирает и щёки от ветра как наждачка, но ты должна лезть на кран. Только вперёд, только наверх!
По словам Елены, крановщики – люди, которые должны просчитывать каждое своё действие на три шага вперёд, не говоря о нештатных ситуациях. Осуждений в духе "это мужская профессия, а не женская" Елена не встречала. Мужчина ли крановщик или женщина – им всем нет цены.
– У нас всегда говорят: "Самый главный на стройке – крановщик, без него стройка встанет". Но есть и другие негласные законы стройки, каждое правило написано кровью. Нельзя делать ни шаг вправо, ни шаг влево. А моё личное правило звучит так: как только переступила забор стройки, забудь и оставь там всё, что было.
Однако забыть красоту природы Елена не может: в кабине крана остеклённый пол, большие окна, которые позволяют ей наслаждаться видами в любое время. Тем более что девушка делает это с комфортом:
– Мой кран – это мой дом. Каждый из нас его обустраивает, добавляет уюта: кто вешает занавески, кто приносит мелкие вещицы. Мы спокойно ходим в тапочках, приносим одежду, кружки. Мы часто переговариваемся по рации, по-семейному даже.
Кабины в кранах отапливаются. Но, если электричество отключат, охлаждаются очень быстро, и температура там резко становится ниже, чем на улице. Поэтому при себе нужно обязательно иметь печку. Но "бытовуха" – не более чем мелочи, если ты любишь свою работу, считает Елена:
– Когда груз очень тяжёлый, это ощущаешь физически: чувствуешь наклон крана, в какую сторону его кренит. Особенно когда выполняешь ювелирную работу – ставишь груз на подъёмник или другую поверхность, маневрировать, двигать его на метр, даже на сантиметр тяжело. Но каждый раз меня это пленит...
Читайте также: Портовый кран в Москве переделают в арт-объект