Учёные заметили интересный факт: если стимулировать магнитным полем определённые области коры головного мозга и подавлять их возбудимость, то в человеке проснётся щедрость, причём не только на эмоции... Metro выяснило у научного сотрудника Института когнитивных нейронаук НИУ ВШЭ Оксаны Зинченко подробности про так называемую "кнопку альтруизма".
Что известно про эксперимент
Он проходил в лаборатории магнитной стимуляции мозга Института когнитивных нейронаук НИУ ВШЭ. К участию в нём пригласили 46 добровольцев.
– Мы приглашали здоровых испытуемых без травм мозга, неврологических, психиатрических и хронических соматических заболеваний в возрасте 18–30 лет, – рассказала Metro Оксана Зинченко.
Добровольцам предложили принять участие в онлайн-играх "Щедрость" и "Диктатор" с разными партнёрами. В них игроки должны были принимать экономические решения. Например, в "Щедрости" от одного участника требовалось раздать коллегам деньги. А остальные должны были оценить, насколько, по их мнению, справедливо он распределил средства. Игра "Диктатор" отличалась тем, что участник, распределяющий финансы, должен был оставить определённую часть себе.
И пока участники эксперимента играли в "Щедрость" и "Диктатора", учёные воздействовали на определённые области их мозга. Магнитная стимуляция проводилась по префронтальной коре (эта часть мозга отвечает за принятие решений).
Что удалось установить
Данные двух игр сравнили. Полученные результаты показали, что эффект от магнитной стимуляции префронтальной коры отражается на поведении участников. Когда на участников оказывали воздействие в игре "Диктатор", то у них проявлялась щедрость и деньги делились альтруистически. А в игре "Щедрость" магнитная стимуляция мозга на поведение добровольцев никак не повлияла.
В результате был сделан следующий вывод: в условиях, когда участникам требовалось сделать выбор между личным интересом (оставить большую часть суммы себе) и общественным (щедро разделить средства между остальными участниками), доброволец становился альтруистом.
Получается, планирование, за которое отвечает префронтальная кора, мешает проявлению щедрости?
– Не столько планирование мешает альтруизму, – уточнила Оксана Зинченко, – сколько мы оцениваем контекст ситуации: насколько в настоящий момент у нас достаточно ресурсов для того, чтобы предоставить их другому человеку. Подавляя активность префронтальной коры, мы усиливаем этот импульс.
Стимулировать клиента к нужному решению
Задумаешься, как человек подвержен влиянию, и становится не по себе. В этот момент вспоминаются не самые однозначные методы привлечения покупателей:
- аромамаркетинг: распыление определённого аромата в торговом помещении. Одна из причин, почему в салоне красоты хочется остаться жить, а в булочной – купить все булочки сразу;
- музыкальное воздействие: чтобы в ресторанах клиенты не засиживались, включают ритмичные мелодии;
- клакёры: нанятые люди аплодируют, выражают восхищением действом, чтобы завести остальных зрителей и искусственно создать успех выступления.
Что же ждёт нас дальше? Неужели однажды мы придём в магазин, случайно встанем в "зону стимуляции" и под влиянием открывшейся "чакры щедрости" заберём все товары домой?
– В настоящий момент все стимуляторы мозга разработаны таким образом, – успокоила Metro Оксана Зинченко, – что необходимо как минимум воздействие в течение нескольких минут, причём контактное воздействие. Плюс продолжительность действия ограничена в среднем до часа. Поэтому в ближайшем будущем таких действий мы можем не ожидать.