Как 40 лет назад Светлана Савицкая стала первой женщиной в открытом космосе

25 июля 1984 года Светлана Савицкая вышла в открытый космос, где испытала работу сварочного оборудования. Это стало одной из важных побед советских инженеров над США в гонке космических технологий
Как 40 лет назад Светлана Савицкая стала первой женщиной в открытом космосе
@РИА "Новости"
Лётчик-космонавт СССР, Герой Советского Союза Светлана Савицкая в открытом космосе. В полете космический корабль "Союз Т-12"

Космический корабль "Союз Т-12″ с экипажем в составе Владимира Джанибекова, Светланы Савицкой и Игоря Волка стартовал 17 июля 1984 года, а уже через неделю, после небольшой акклиматизации, Светлана Савицкая совершила выход в открытый космос.

— Вопрос о том, кто будет первой, долго оставался открытым, — рассказывает Metro историк, сын создателя отечественных ракетных двигателей академика Валентина Глушко Александр. — Сначала было мнение, что нужно дать дорогу молодым, ведь Савицкая уже летала до этого в космос. Но за её плечами был большой опыт, да и её отец, маршал авиации, очень хотел, чтобы именно его дочь стала первой в этом вопросе. Он не раз говорил об этом с моим отцом.

Цифра
3
часа 35 минут провела Савицкая с Джанибековым в космическом пространстве

По словам эксперта, в том, что СССР смог первым обеспечить выход женщины в открытый космос, конечно, была политическая часть — показали американцам, что и тут мы опережаем. Но главной целью было не это.

— Нужно было проверить, может ли женщина выполнять всю ту работу, которую выполняют мужчины, без скидок, — говорит Александр Глушко. — Ведь глобальная цель космической науки — колонизация других планет. Полёт в другую галактику может занять десятилетия, и для смены поколений нужны женщины.

Кстати, в открытом космосе Савицкая вместе с Джанибековым занималась испытанием сварочного аппарата.

Кроме того, работа экипажа "Союза Т-12″ позволила совершить большой шаг в развитии проекта "Буран". Дело в том, что "Бураны" планировали сделать боевыми. Они должны были наблюдать за противником — такой космический пограничный дозор. Предполагалось, что дежурство могло быть 12–15 суток подряд, а потом экипаж должен был посадить корабль. Экипаж "Союза Т-12″ доказал, что это возможно.

Только факты

Светлана Савицкая родилась 8 августа 1948 года в Москве.

В 1966 году окончила московскую школу № 637 и поступила в Московский авиационный институт (МАИ), который окончила в 1972 году. Параллельно занималась авиационным спортом.

Была членом сборной СССР по высшему пилотажу. В 1970 году стала абсолютной чемпионкой мира среди женщин, установила 18 авиационных рекордов.

В 1976 году начала работать лётчиком-испытателем НПО "Взлёт". Летала на "МиГ-21″, "МиГ-25″, "Су-7″, "Ил-18″, "Ил-28″.

Совершила два полёта в космос (1982, 1984). Единственная женщина — дважды Герой Советского Союза.

С 1996 года является депутатом Государственной думы РФ