Как 135-летний художник вырастил в полях "Сколково" космическую ромашку

Современные ландшафты подмосковного инновационного центра украсили работы участников фестиваля уличного искусства "Здесь и сейчас"
Как 135-летний художник вырастил в полях "Сколково" космическую ромашку
Предоставлено организаторами
В "Сколково" цветут космические ромашки.

Впервые попав в "Сколково", сразу проникаешься тем, как здесь реализованы на практике все современные идеи, связывающие архитектуру с природным ландшафтом. Каменная застройка здесь не организует природное пространство, как в любом из городов, а будто вырастает из него. Давно приспособившийся к доминанте камня над зеленью глаз городского жителя диктует первую реакцию: поначалу возникает ощущение диссонанса от того, как вольно колышутся луговые травы под панорамными окнами модных таунхаусов. Но довольно быстро первое ощущение недостроя — газон не пострижен, а поле не выровнено — сменяется на восхищение тем, как естественно и свободно, нимало друг другу не противореча, раскинулись здесь и поля, и луга, и самая модная архитектура.

Идея разместить на этом вольном архитектурно-природном "выпасе" объекты современных художников изначально была, что называется, обречена на успех: кажется, что проектная гибкость этого ландшафта способна органично вписать любую фантазию. Так и оказалось: работы участников фестиваля "Здесь и сейчас" выглядят здесь так, будто современное искусство — явление столь же естественное и древнее, как природа. 

Часть объектов действительно "выросла" прямо на месте: семь росписей нескольких художников выполнены на фрагментах гигантской, судя по всему, трубы, которые разбросаны в разных частях Центрального парка "Сколково". Изначально они были задуманы вовсе не как арт-объекты: их разместили в качестве беседок для того, чтобы скрываться от солнца.

— От этих фрагментов собирались избавиться, но тут появились мы и увидели, что это идеальная поверхность для создания муралов, — рассказала Metro куратор проекта Анна Малик-Короленкова.

Объекты фестиваля "Здесь и сейчас" в "Сколково".
Предоставлено организаторами
Объекты фестиваля "Здесь и сейчас" в "Сколково".

Общая тема росписей — связь науки и искусства, легко напрашивающаяся на территории инновационного центра. Как рассказал заместитель председателя правления по общественной, социальной и образовательной политике фонда "Сколково" Александр Чернов, учёные остро нуждаются в художниках:

— Да, у нас здесь огромное количество лабораторий, сотни стартапов, тысячи разработчиков, но это пространство диктует необходимость важных составляющих, без которых невозможно новаторство — это искусство и красота. 

Все художественные объекты расположены на дистанции арт-маршрута, включающего Центральный парк, ландшафтную часть Международного медицинского кластера Сколково, бизнес-центры "Стратос" и "Альматея", дворик Сколтеха и Международную гимназию Сколково. Сейчас объектов 13, до зимы их число планируют утроить.

— Для нас было важно показать, что в основе и научного процесса, и художественной деятельности лежит интенция творчества. Поэтому все объекты отвечают у нас на вопрос: как художественная мысль может отразить свою схожесть и несходство с наукой? — поясняет Анна Малик-Короленкова, увлекая нас на тропинки маршрута.

Рисунки семи художников на беседках варьируются от фигуративных сюжетов до абстрактных — соответственно, и о науке они говорят прямо или косвенно. Издалека фрагменты беседок-труб напоминают обломки разноцветных мелков художественной пастели. 

Иван Найнти, "По ту сторону экрана". Центральный парк Инновационного центра "Сколково".
Предоставлено организаторами
Иван Найнти, "По ту сторону экрана". Центральный парк Инновационного центра "Сколково".

По работе инженера-программиста из Протвино Ивана Найнти сразу понятно, что речь идёт о науке: на одной стороне трубы изображён человек за большой вычислительной машиной, а с другой стороны его послание кто-то расшифровывает. А сюжет мурала Евгения Малышева из Калининграда напоминает принцип работы нейросети, которая из  фрагментированных образов создаёт что-то новое. 

— Моя работа отсылает к моему детству на море и пляже, — рассказывает  Евгений. — Свои воспоминания я останавливаю при помощи цифровых средств — искажаю, видоизменяю, пытаясь сделать из них что-то новое. С технологиями происходит примерно то же самое: они опираются на опыт прошлого, чтобы идти в будущее.

Стоящий неподалёку холм, к которому мы движемся, увенчан фантастическим объектом с округлыми космическими формами, напоминающим нечто вроде трёхногого зайца. Его автор — такой же фантастический человек по имени Красил Макар. Согласно его биографической легенде, родился он в 1889 году в крестьянской семье в селе Нижняя Синячиха нынешней Свердловской области. С 1901 по 1939 годы в свободное от полевых работ время трудился красильщиком, расписывая избы и бытовую утварь. В какой-то момент Макар докрасил до Милана, где принял участие в ярмарке современного искусства. Возраст художника, переваливший за 135 лет, объясняет его неразрывную связь с народным наследием, сказано в его фантастической биографической справке. 

Красил Макар, "Косморомашка". Центральный парк Инновационного центра "Сколково".
Предоставлено организаторами
Красил Макар, "Косморомашка". Центральный парк Инновационного центра "Сколково".

Впрочем, и без неё к объекту художника мгновенно проникаешься душевной симпатией и тут же устремляешься на вершину холма, не в силах сдержать внезапного порыва увидеть поближе яркое произведение искусства. 

— Больше всего этот объект любят дети, — поясняет моё стремление Анна Малик-Короленкова. — Называется он "Косморомашка" и, как все объекты художника, имеет авторское поэтическое описание: "Ветер раскидал лепестки. Место нашей встречи".

Вокруг "зайца", действительно, так же округло и заманчиво блестят его части, которые оказались оторванными лепестками. "Любит — не любит", намекает космическая ромашка.

Из зарослей Исцеляющих садов на территории Международного медицинского кластера  так же, как здания из луговых трав по всему "Сколково", вырастают белые фигуры: одна присела на камень у ручья, другая держит в руках круглое зеркало, третья балансирует на шаре. Все они намекают на известных прототипов Пикассо и Родена и одновременно напоминают советскую парковую скульптуру.

Егор Плотников, "Поиск равновесия". Исцеляющие сады в Международном медицинском кластере Сколково.
Предоставлено организаторами
Егор Плотников, "Поиск равновесия". Исцеляющие сады в Международном медицинском кластере Сколково.

— Герои всех моих работ — это персонажи, которые вышли из картин и стали их зрителями, — рассказывает автор белых человечков, художник из Кирова Егор Плотников. — А здесь они ещё и ушли в реально существующий пейзаж. 

Само по себе место, где разместились скульптуры, тоже очень показательно: это небольшой овраг с травой и камышами, по дну которого змеится полузаросший ручей. Вне "Сколково" подобный кусочек природы — неуютное для человека место, которое он инстинктивно обходит стороной. Но здесь усилиями архитекторов овраг превратился в сказочный уголок с висячими тропами и белыми молчаливыми наблюдателями за теми, кто по ним передвигается.

Такой же кусочек дикой природы представляет из себя внутренний дворик Сколтеха: там тебя настигает то же странное ощущение перепутавшегося будущего и прошлого, которое даёт сочетание естественной природы и хайтековской архитектуры. Переливающиеся сотнями отражений во множестве зеркал объекты кажутся заброшенными в лесу обломками другого мира.

Анастасия Рыжикова и её "Квантовая суперпозиция". Внутренний дворик Сколтеха.
Предоставлено организаторами
Анастасия Рыжикова и её "Квантовая суперпозиция". Внутренний дворик Сколтеха.

— Сначала я хотела создать скульптуру родом из условного будущего, в котором человек научится перемещаться во времени и пространстве, — поясняет свой замысел Анастасия Рыжикова. — Но фактически получилось отражение того состояния человека, когда он просыпается утром и оказывается перед бесчисленным множеством развития событий предстоящего дня.

Заглядывая в 365, по числу дней в году, зеркал скульптуры, каждый может увидеть множественного себя, распавшегося на варианты собственного будущего. Эта красивая, простая и понятная любому метафора рассказывает о сложном — квантовой теории, изучающей бесконечное число степеней свободы. Удивительно уместная художественная находка для Инновационного центра Сколково.

Подробнее обо всех объектах проекта читайте здесь.

Андрей Оленев, "Творец". Центральный парк Инновационного центра "Сколково".
Предоставлено организаторами
Диана Воуба, "Алфавитяне". Детская площадка у ЖК "Мильфей" и Международной гимназии "Сколково".
Предоставлено организаторами
Оля INEY Чикина, "Без названия". Центральный парк Инновационного центра "Сколково".
Предоставлено организаторами
Александр Кашин и его работа "Портрет художника. Сборная модель". Центральный парк Инновационного центра "Сколково".
Предоставлено организаторами
Илья Блинов (SLAK), "Калейдоскоп". Центральный парк Инновационного центра "Сколково".
Предоставлено организаторами
Полина Фролова и её работа "Букет полевых цветов". Участок между бизнес-центрами "Стратос" и "Амальтея".
Предоставлено организаторами
Евгений Малышев (JÖN) и его работа "Воспоминание". Центральный парк Инновационного центра "Сколково".
Предоставлено организаторами
Владислав Дакес, "1+1=3". Центральный парк Инновационного центра "Сколково".
Предоставлено организаторами
Андрей Оленев, "Творец". Центральный парк Инновационного центра "Сколково".1/8