Впервые попав в "Сколково", сразу проникаешься тем, как здесь реализованы на практике все современные идеи, связывающие архитектуру с природным ландшафтом. Каменная застройка здесь не организует природное пространство, как в любом из городов, а будто вырастает из него. Давно приспособившийся к доминанте камня над зеленью глаз городского жителя диктует первую реакцию: поначалу возникает ощущение диссонанса от того, как вольно колышутся луговые травы под панорамными окнами модных таунхаусов. Но довольно быстро первое ощущение недостроя — газон не пострижен, а поле не выровнено — сменяется на восхищение тем, как естественно и свободно, нимало друг другу не противореча, раскинулись здесь и поля, и луга, и самая модная архитектура.
Идея разместить на этом вольном архитектурно-природном "выпасе" объекты современных художников изначально была, что называется, обречена на успех: кажется, что проектная гибкость этого ландшафта способна органично вписать любую фантазию. Так и оказалось: работы участников фестиваля "Здесь и сейчас" выглядят здесь так, будто современное искусство — явление столь же естественное и древнее, как природа.
Часть объектов действительно "выросла" прямо на месте: семь росписей нескольких художников выполнены на фрагментах гигантской, судя по всему, трубы, которые разбросаны в разных частях Центрального парка "Сколково". Изначально они были задуманы вовсе не как арт-объекты: их разместили в качестве беседок для того, чтобы скрываться от солнца.
— От этих фрагментов собирались избавиться, но тут появились мы и увидели, что это идеальная поверхность для создания муралов, — рассказала Metro куратор проекта Анна Малик-Короленкова.
Общая тема росписей — связь науки и искусства, легко напрашивающаяся на территории инновационного центра. Как рассказал заместитель председателя правления по общественной, социальной и образовательной политике фонда "Сколково" Александр Чернов, учёные остро нуждаются в художниках:
— Да, у нас здесь огромное количество лабораторий, сотни стартапов, тысячи разработчиков, но это пространство диктует необходимость важных составляющих, без которых невозможно новаторство — это искусство и красота.
Все художественные объекты расположены на дистанции арт-маршрута, включающего Центральный парк, ландшафтную часть Международного медицинского кластера Сколково, бизнес-центры "Стратос" и "Альматея", дворик Сколтеха и Международную гимназию Сколково. Сейчас объектов 13, до зимы их число планируют утроить.
— Для нас было важно показать, что в основе и научного процесса, и художественной деятельности лежит интенция творчества. Поэтому все объекты отвечают у нас на вопрос: как художественная мысль может отразить свою схожесть и несходство с наукой? — поясняет Анна Малик-Короленкова, увлекая нас на тропинки маршрута.
Рисунки семи художников на беседках варьируются от фигуративных сюжетов до абстрактных — соответственно, и о науке они говорят прямо или косвенно. Издалека фрагменты беседок-труб напоминают обломки разноцветных мелков художественной пастели.
По работе инженера-программиста из Протвино Ивана Найнти сразу понятно, что речь идёт о науке: на одной стороне трубы изображён человек за большой вычислительной машиной, а с другой стороны его послание кто-то расшифровывает. А сюжет мурала Евгения Малышева из Калининграда напоминает принцип работы нейросети, которая из фрагментированных образов создаёт что-то новое.
— Моя работа отсылает к моему детству на море и пляже, — рассказывает Евгений. — Свои воспоминания я останавливаю при помощи цифровых средств — искажаю, видоизменяю, пытаясь сделать из них что-то новое. С технологиями происходит примерно то же самое: они опираются на опыт прошлого, чтобы идти в будущее.
Стоящий неподалёку холм, к которому мы движемся, увенчан фантастическим объектом с округлыми космическими формами, напоминающим нечто вроде трёхногого зайца. Его автор — такой же фантастический человек по имени Красил Макар. Согласно его биографической легенде, родился он в 1889 году в крестьянской семье в селе Нижняя Синячиха нынешней Свердловской области. С 1901 по 1939 годы в свободное от полевых работ время трудился красильщиком, расписывая избы и бытовую утварь. В какой-то момент Макар докрасил до Милана, где принял участие в ярмарке современного искусства. Возраст художника, переваливший за 135 лет, объясняет его неразрывную связь с народным наследием, сказано в его фантастической биографической справке.
Впрочем, и без неё к объекту художника мгновенно проникаешься душевной симпатией и тут же устремляешься на вершину холма, не в силах сдержать внезапного порыва увидеть поближе яркое произведение искусства.
— Больше всего этот объект любят дети, — поясняет моё стремление Анна Малик-Короленкова. — Называется он "Косморомашка" и, как все объекты художника, имеет авторское поэтическое описание: "Ветер раскидал лепестки. Место нашей встречи".
Вокруг "зайца", действительно, так же округло и заманчиво блестят его части, которые оказались оторванными лепестками. "Любит — не любит", намекает космическая ромашка.
Из зарослей Исцеляющих садов на территории Международного медицинского кластера так же, как здания из луговых трав по всему "Сколково", вырастают белые фигуры: одна присела на камень у ручья, другая держит в руках круглое зеркало, третья балансирует на шаре. Все они намекают на известных прототипов Пикассо и Родена и одновременно напоминают советскую парковую скульптуру.
— Герои всех моих работ — это персонажи, которые вышли из картин и стали их зрителями, — рассказывает автор белых человечков, художник из Кирова Егор Плотников. — А здесь они ещё и ушли в реально существующий пейзаж.
Само по себе место, где разместились скульптуры, тоже очень показательно: это небольшой овраг с травой и камышами, по дну которого змеится полузаросший ручей. Вне "Сколково" подобный кусочек природы — неуютное для человека место, которое он инстинктивно обходит стороной. Но здесь усилиями архитекторов овраг превратился в сказочный уголок с висячими тропами и белыми молчаливыми наблюдателями за теми, кто по ним передвигается.
Такой же кусочек дикой природы представляет из себя внутренний дворик Сколтеха: там тебя настигает то же странное ощущение перепутавшегося будущего и прошлого, которое даёт сочетание естественной природы и хайтековской архитектуры. Переливающиеся сотнями отражений во множестве зеркал объекты кажутся заброшенными в лесу обломками другого мира.
— Сначала я хотела создать скульптуру родом из условного будущего, в котором человек научится перемещаться во времени и пространстве, — поясняет свой замысел Анастасия Рыжикова. — Но фактически получилось отражение того состояния человека, когда он просыпается утром и оказывается перед бесчисленным множеством развития событий предстоящего дня.
Заглядывая в 365, по числу дней в году, зеркал скульптуры, каждый может увидеть множественного себя, распавшегося на варианты собственного будущего. Эта красивая, простая и понятная любому метафора рассказывает о сложном — квантовой теории, изучающей бесконечное число степеней свободы. Удивительно уместная художественная находка для Инновационного центра Сколково.
Подробнее обо всех объектах проекта читайте здесь.