K-pop в России: что это такое, кому нужен и почему популярен

Насколько популярен k-pop среди российского населения и можно ли сотворить себе отечественных кумиров, Metro ответили организаторы k-pop-фестивалей и артисты
K-pop в России: что это такое, кому нужен и почему популярен
/ Александр Курковский
Double X: K-pop – это увлечение и работа

В отношении G-Dragon – лидера популярного k-pop-бэнда Big Bang – начато расследование дела об употреблении запрещённых веществ, передаёт "Рёнхап". В связи с событием заметно снизились акции развлекательных агентств, управляющих группами BTS, Blackpink, EXO, AESPA.

На одном из k-pop-фестивалей, которые десятками проводятся по всей стране, корреспондент Metro выяснила, готовы ли российские фанаты прощать сомнительные пристрастия своих кумиров и для чего k-pop нужен в России. 

K-pop (от англ. Korean pop) — музыкальный жанр, возникший в Южной Корее в начале двухтысячных и вобравший в себя элементы западного электропопа, хип-хопа, танцевальной музыки и современного ритм-н-блюза. 
Современный K-pop — масштабная танцевально-музыкальная субкультура с миллионами поклонников во всём мире.

Что объединяет IT-специалиста, работницу чайной и портниху

Огромная концертная площадка VK Stadium на Ленинградском проспекте. Финал конкурса на лучший k-pop cover dance (соревнование артистов в жанре k-pop, копирующих сценические образы и танцевальные номера своих кумиров. – Прим. ред.). На сцене зажигают соло-исполнители и бэнды – 17 коллективов из разных городов страны. Участники готовятся к таким событиям от 2 до 4 месяцев, чтобы продемонстрировать свои таланты. 

От громких мелодий и неоновых огней пробираюсь в гримёрки, где поправляют макияж, обмениваются селфи, пахнет парфюмом и корейской лапшой. 

Zico (Саратов)

– Моё сценическое имя Zico, по жизни Ангелина, – представляется стройная улыбчивая брюнетка. На ней красный бархатный корсет, стразы; ленты обтягивают её стройный стан. Zico (Ангелина) – победительница в номинациях "Самый оригинальный костюм", "Самая харизматичная команда". 

– Танцую на сцене более 10 лет, у меня своя студия в Саратове. Лет 5 назад наткнулась в Интернете на песню исполнителя экзотической внешности, решила, это то, что мне надо. Стала смотреть видеоклипы, влилась в тусовку, начала учиться новому направлению – и вот я здесь, чтобы на сцене показать свою лирическую и жёсткую стороны, передать свою энергетику, – жеманясь, рассказывает девушка.

Zico – Дита фон Тиз, только в целомудренном варианте.
Александр Курковский
Zico – Дита фон Тиз, только в целомудренном варианте.

Все костюмы шьёт для неё Лилиана: она и костюмер, и портниха, и участница k-pop-коллектива.

– Для создания именно этого корсета потребовалось семь бессонных ночей, труд ещё четырёх помощниц, – рассказывает Лилия. – Ткани и детали закупаются на маркетплейсах, средняя стоимость костюма от 2000 до 5000 рублей в зависимости от материалов. Что-то копируется с костюмов айдолов, какие-то элементы добавляем сами. 

Zico и Лилиана.
/ Александр Курковский
Zico и Лилиана.

Double X (Москва) 

Коллектив, для которого k-pop – увлечение и работа. Девушки занимаются k-pop cover dance с 2018 года. В составе группы Лера – профессиональная танцовщица, IT-специалист; Татьяна – хореограф, подрабатывает в чайной; Ника – хореограф, "международник" со знанием корейского языка; Алина – танцовщица, PR-менеджер, которая узнала о k-pop от своих старших сестёр. 

– У меня не было выбора, – улыбается она. 

Девушки считают, что k-pop устанавливает новые, высокие стандарты музыкального творчества. 

– В России достаточно быть певцом ртом, при этом можно ничего из себя не представлять в духовном плане. В Корее, прежде чем стать профессиональным артистом, нужно работать несколько лет, чтобы доказать своё место на сцене, – делится мыслями Ника. – Хотелось бы, чтобы такой уровень был у наших артистов.

Кому и зачем в России нужен k-pop

По словам Таси Зубаревой, пионера-организатора k-pop-мероприятий с 2009 года, k-pop культура необходима прежде всего тем, кто хочет качественно проводить своё время независимо от возраста, вероисповедания и профессии. 

Тася Зубарева в окружении BTS.
Скриншот VK.com/aigoorussia
Тася Зубарева в окружении BTS.

– K-pop нужен для саморазвития, потому что, как правило, любимые артисты транслируют такие ценности, как дружба, верность, трудолюбие, красота. Очень многие открывают в себе артистические таланты и, самое главное, не боятся самовыражения. Я знаю тех, кто выучился на переводчика, стал дизайнером одежды, профессиональным видеоблогером – всё потому, что эта культура вдохновила очень и очень многих.

Увлечение k-pop принесло в мою жизнь друзей, без которых я себя просто не мыслю.
Тася Зубарева, "паровоз", "зажигалка", пионер-организатор k-pop-мероприятий с 2009 года, соосновательница трио Aigoo Russia

По мнению Павла Пая, директора и основателя МДКМ (Молодёжное Движение Корейцев Москвы), через k-pop можно отбросить предрассудки и стереотипы относительно культуры другого народа, стать более толерантным. 

В культурном плане k-pop – уникальное смешение разных музыкальных жанров, хореографии, моды и красоты, где каждый найдёт вдохновение по себе.
Павел Пай, директор и основатель МДКМ (Молодёжное Движение Корейцев Москвы) с 2017 года

Можно ли создать R-pop (Russian-pop)

– Некоторые попытки создать аналог k-pop уже были. Среди нашумевших проектов – группа INKI, спродюсированная Максимом Фадеевым в 2019 году, – говорит Павел Пай. – Надо понимать, что феномен популярности k-pop-айдолов во многом обязан азиатскому менталитету, подразумевающему строжайшую дисциплину, трудолюбие, подчинение старшим и гипертрофированное чувство ответственности. Айдолы обязаны выглядеть на все 100% и вести себя безупречно с точки зрения морали. Не дай бог айдолу ошибиться, шансов на восстановление карьеры/репутации практически нет. 

Павел Пай считает, что российский артист не готов терпеть постоянные лишения, ведь в российском шоу-бизнесе всё гораздо проще: нравы свободные, нет строгих запретов на отношения. К тому же, наша благодарная аудитория простит своего любимца, в каком бы состоянии он ни вышел. 

Три вопроса танцору k-pop cover dance группы

Виктор Зубков, 22 года, лидер Silent Generation. Магистрант МГСУ. Инженер-проектировщик тепловых сетей. 

Как создаются танцевальные номера? 

– Начинается проект с обсуждения того, что мы хотим. Зачастую это хореография женских групп, так как в этом плане они сложнее и интереснее. После того как общими усилиями мы выбрали, что будем танцевать, начинается процесс приглашения знакомых из других команд, если это проект на большое количество людей. Затем назначаются даты репетиций. 

На первых тренировках разучивается хореография от начала до конца, все последующие – чистка (уровни, рисунки, тайминги, мелочи, которые ускользнули от внимания). 

Сколько времени требуется на подготовку номера? 

– В среднем на один проект, который будет подаваться на фестиваль, уходит 5–6 репетиций. Они проходят или каждый день, или раз в неделю по 2,5–3 часа. Иногда процесс репетиций затягивается на месяц-два – всё зависит от загруженности участников на основной работе.

Что нужно для того, чтобы достойно выступить?

– Физическая подготовка, особенно выносливость, очень важна: танцевать 3–5 минут, не теряя энергию, физически неподготовленному очень сложно. Думаю, секрет успеха также заключается в слаженности и сплочённости команды. 

K-pop для нас – отдушина, которая помогает отвлечься от рабочей рутины. Ну а главная наша цель – попасть на международные конкурсы K-pop World Festival и Cover Dance Festival, чтобы заявить о себе на весь мир. Почему бы и нет?
Виктор Зубков, Silent Generation
Виктор и его команда.
Фото предоставлено героем публикации
Виктор и его команда.