Наше путешествие началось на "Кропоткинской" (до 1957 года она носила название "Дворец Советов") – самой необычной станции для первой очереди строительства Московского метрополитена.
Долгое время её оформление держали в тайне, ведь станционный зал должен был стать подземной частью Дворца Советов, который так и не был построен из-за войны.
Решение нашёл и воплотил архитектор Алексей Душкин.
– Это станция мелкого заложения колонного типа: такие сложно интересно обыграть, – рассказывает Metro экскурсовод Мария Никитина. – Но архитектора вдохновил Древний Египет.
Пространство станции напоминает знаменитый древнеегипетский храм Амона в Карнаке с колоннами в виде цветов лотоса. Они и есть главная особенность станции, за которую Душкин поместил освещение.
– Свет в метро нужно за что-то прятать, к примеру за мраморную облицовку, – объясняет экскурсовод. – А в условиях сокращённого количества средств такую облицовку архитектору не согласовали. Поэтому Душкин на свои деньги заказал колонны в мастерских по изготовлению слепков Пушкинского музея. Источники света установил сверху. И только после этого проект согласовали.
А вот на "Парке культуры" Сокольнической линии метро освещение было открытым.
– В проектировании станции участвовал архитектор Георгий Крутиков, автор "Летающего города", – поясняет Мария. – По его проекту на станции освещение обеспечивалось массивными "перевёрнутыми" люстрами над платформой и полусферическими плафонами над путями.
Однако в 1960-х люстры заменили люминесцентными лампами, а плафоны демонтировали. На станции осталось глазурованное покрытие из плитки на стенах – оно тоже участвует в освещении. Когда поезд идёт, свет от его фар словно по телеграфу передаётся на станцию. Таким образом, мы видим его заранее.
Переходя на "Парк культуры" Кольцевой линии, узнаём, что этот вестибюль появился не так уж и давно. Раньше на его месте был южный вестибюль станции. Но в 1950-х его перестроили. И теперь над москвичами парит купол, повторяющий тот, что на Древнем Пантеоне.
Спускаемся на станцию, и вдруг Мария обращает наше внимание на барельефы Иосифа Рабиновича с различными видами досуга – катание на коньках, шахматы, футбол.
– Посмотрите, здесь на барельефе тень влево, а у девушки – вправо, – подмечает наш экскурсовод.
Дело в том, что архитектор станции Игорь Рожин установил фонари, напоминающие китайские фонарики, не напротив рельефов, а между ними. Из-за этого тень на работах Рабиновича двойная.