Детали ещё будут обсуждать, но договорились так: до конца 2022 года страны ЕС могут прекратить морские поставки нефти, при этом сохранив часть поступлений по трубопроводу "Дружба". Его маршрут проходит от Самары до Брянска, а затем до Мозыря, после чего разветвляется на 2 участка: северный (по территории Белоруссии, Польши, Германии, Латвии и Литвы) и южный (по территории Украины, Чехии, Словакии, Венгрии и Хорватии). Трубопроводный процент поставок нефти в Европу невелик – 35%, но он важен для ряда стран. Например, Венгрии, не имеющей доступа к морю и получающей так 86% от всей нефти, а также Чехии (97%) и Словакии (почти 100%).
Bloomberg уже подсчитал, что Россия может потерять от запрета на морской экспорт нефти около 22 млрд долларов. Но можно ли доверять этим подсчётам?
Через третьи руки
Независимый аналитик Дмитрий Адамидов в разговоре с Metro предложил не полагаться на обобщающие цифры и прогнозы.
– Честно говоря, если всё сложить, что пишет Bloomberg, то мы должны были бы уже потерять два раза за эти месяцы всё, – сказал эксперт. – Но рынок так устроен, что если вы сокращаете поставки российской нефти, то нужно откуда-то взять другую. А товар это такой, что кроме как из земли её ниоткуда не возьмёшь и оттуда её быстро не достанешь.
Поэтому на практике, по мнению аналитика, российская нефть всё равно придёт в ЕС, но, скажем так, через третьи руки.
– Ситуация схожа с тем, как Украина отказывалась от российского газа. Они отказались, по документам он теперь не из России, но по факту он всё-таки наш. Всё сведётся к этому.
Аналитик уточнил, что при морских поставках в Европу посредником может выступить Англия, и заметил, что потребителей из ЕС ждёт рост цен, а Россия ничего не потеряет.
Я думаю, это элемент игры. Физически Европа пока в состоянии платить, платёжные средства принимаются. А уж какой трейдер привезёт ей эту нефть – дело десятое. Дмитрий Адамидов, независимый аналитик
Не только политика
По мнению Адамидова, сейчас нефтяной рынок действительно начал перестраиваться и главная причина не в политике:
– Основной причиной будет факт, что в Европе упадёт уровень жизни и снизится потребление нефтепродуктов. Снижение будет связано не с тем, что они гордо отказались (от импорта), а с тем, что они не смогут платить за нынешние объёмы нефти, она подорожает – из-за посреднической нагрузки и в связи с дефицитом добычи.
Новые маршруты
– Российским нефтяным компаниям предстоит наладить новые маршруты поставок в страны Азии, – рассказал Metro Игорь Галактионов, эксперт по фондовому рынку "БКС Мир инвестиций". – Тот объём, который не удастся оперативно перенаправить, придётся оставлять в земле – сокращать добычу. Пока России удаётся обойтись очень небольшими потерями, но судить о будущем сейчас сложно.
Российская нефть по-прежнему торгуется на $20–30 дешевле мировых эталонов, что также можно записать в альтернативные издержки, хотя даже с их учётом доходы бюджета сейчас на очень хорошем уровне. Игорь Галактионов
Дмитрий Адамидов считает, что сейчас мы входим в эпоху дефицитного рынка.
– Нефть дешёвой не будет. Несколько лет она будет стоить либо так же, либо дороже. Что мы уже и видим – цена поднималась с 80 до 120, казалось бы, на геополитике, но обратно так и не вернулась.