Южная Корея не простила Японии угон в рабство собственных граждан

В Японии на золотом руднике острова Садо прошла памятная церемония в честь корейцев, трудившихся там в рабских условиях. Однако Южная Корея объявила о бойкоте мероприятия. Metro рассказывает тёмную историю этих рудников
Южная Корея не простила Японии угон в рабство собственных граждан
Copyright (c) 2024 Takashi Images/Shutterstock. No use without permission.
Одна из диорам в японском золотом руднике-музее на острове Садо, рассказывающая о труде корейцев в шахтах во времена Второй мировой войны

Золотой рудник "Садо Киндзан" на одноимённом острове Садо некогда был самым крупным в Японии. В 17-м веке объём добычи в нём даже стал первым во всём мире. Шахта проработала почти 400 лет начиная с 1601 года, закрывшись лишь в 1989-м. 

Сегодня это место превратилось в туристический объект. Прогуливаясь по остаткам шахт и фабрик в наши дни, можно многое узнать о развитии технологий по добыче полезных ископаемых. Однако за этой познавательной ширмой прячется куда более жуткая история.

Не совсем добровольно

Корея во времена Второй мировой войны была японской колонией, уточнил в беседе с Metro профессор МГИМО, бывший посол РФ в Японии Александр Панов. 

— Японцы насильно завозили оттуда рабочую силу и использовали её в том числе на рудниках и шахтах, а также на заводах. 

В Стране восходящего солнца оторванными от родных оказались тысячи корейских рабочих. Так Токио пытался восполнить нехватку рабочей силы, поскольку большинство японских мужчин трудоспособного возраста были отправлены на фронты сражений по всей Азии и Тихому океану. И из этих сотен тысяч человек около 1500 были мобилизованы в Садо.

Япония только недавно признала, что корейцев в шахтах на острове заставляли выполнять куда более опасные работы, которые нередко заканчивались летальным исходом. У тех же, кто выжил, развились тяжёлые заболевания лёгких и ряд других проблем со здоровьем. Многие корейцы получали скудные продовольственные пайки и практически не имели выходных. А в случае побега их ловила полиция. Однако даже сегодня японское правительство отказалось признать их труд "принудительным", как и колонизацию Корейского полуострова.

Цифра
400
килограмм золота добывалось в руднике на острове Садо ежегодно.

Япония в целом очень неохотно говорит о тёмной истории рудника. По большей части власти пошли на это лишь для того, чтобы объект был внесён в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Этому мешали вполне обоснованные возмущения в Южной Корее, которая долгое время выступала против на том основании, что корейские подневольные рабочие, несмотря на их ключевую роль в добыче золота, никак не были представлены в музейном пространстве. В конце концов японцы согласились уделить им внимание, установив в шахтах несколько диорам. Но в основной части музейного комплекса о жертве корейского народа до сих пор не говорится вообще.

И хотя японские власти всё же пообещали ежегодно проводить поминальную службу по погибшим, самого главного, а именно извинений, корейцы так и не услышали. По крайней мере, так утверждают южнокорейские официальные лица. 

Извинений мало

За день до поминальной церемонии Южная Корея объявила о бойкоте мероприятия, заявив, что разногласия между правительствами двух стран касательно событий прошлого до сих пор не были улажены.

ЦИТАТА
Мы никогда не забудем слёзы и жертвы корейских рабочих, стоявших за историей шахт Садо
— Пак Чхоль Хи, посол Южной Кореи в Японии

Власти Японии в свою очередь утверждают, что все вопросы были решены в соответствии с договором о нормализации отношений 1965 года: извинения и компенсации были получены.

— Сейчас у стран установился период дружбы, — уточнил Панов. — Они составили в регионе родственную компанию в союзе с США. Но глубоко внутри корейцы помнят колониальный период. Они всё ещё не забыли жестокость японцев по отношению к ним в те времена.