Юрист вдохновилась самураями и сакурой, бросила работу и посвятила себя японской живописи в технике суми-э

На выставке в "Аптекарском огороде" "Цветы четырёх сезонов Японии" репортёр Metro узнала у художницы Александры Васильевой, чем японская живопись отличается от китайской
Юрист вдохновилась самураями и сакурой, бросила работу и посвятила себя японской живописи в технике суми-э
Фотография из личного архива Александры Васильевой.
Александра Васильева вдохновилась восточной техникой суми-э после свитка, где была изображена сакура.

Иногда человек может поменять профессию совершенно внезапно – выбрав то, что больше по душе. Учителя становятся журналистами, кинологи – фотографами, а повара – бровистами. У бывшего юриста, а ныне художницы восточной живописи в стиле суми-э (это когда рисуют тушью) Александры Васильевой так и случилось. Выбрать новую профессию помог национальный символ Японии – цветущая сакура.  

Нарисованная сакура в стиле суми-э.
Фотография из личного архива Александры Васильевой.
Нарисованная сакура в стиле суми-э.

 – Я рисую уже 12 лет. Однажды я пошла на выставку про самураев. Там купила свиток с изображением сакуры. Цветущее дерево было нарисовано в технике суми-э, и мне захотелось научиться рисовать так же. Записалась на мастер-класс, где преподаватель рассказала про необычную японскую культуру. Два этих фактора решили мою судьбу, – вспоминает Александра. – Через какое-то время я ушла в декрет и активно занялась живописью. Из декрета вышла, но уже не юристом. 

Не только самураи и сакура вдохновили художницу научиться рисовать в необычной технике, а ещё и философская основа Востока, символизм и тесная связь с природой. 

– В японской живописи много цветочных символов. Растения рисуют даже на гербах и самурайских монетах. Обожествление природы меня очень привлекло. Синтоизм – религия, которая основана на поклонении природным объектам и явлениям, – рассказывает Александра. 

Но больше всего художницу заинтересовал рабочий материал в живописи суми-э, а подписывают её работы профессиональные каллиграфы. 

– Все японцы рисуют восточными кисточками, которые долго удерживают влагу, тушью из сосновой сажи и рыбьего клея. А вместо полотен используют тончайшую рисовую бумагу. На такой бумаге тяжело рисовать – тушь быстро расплывается. Художник должен хорошо знать своё дело, так как картина пишется с первого мазка. Техника суми-э работает по принципу японской пословицы "Один момент – одна встреча".

Прекрасные маки.
Фотография из личного архива Александры Васильевой.
Прекрасные маки.

Александра училась рисовать в Москве, но ей хотелось постичь азы живописи суми-э у восточных сенсеев, поэтому она отправилась в Японию и Китай. Там художница заметила колоссальную разницу между живописью двух стран. Как оказалось, в Японии присутствует много монохромных и женских сюжетов, а в китайской чувствуется отпечаток государственной мощи.

– Японский подход к рисованию оказался ближе. В Китае и Японии в первую очередь стараются дать каллиграфическую базу. Но отличий всё равно много. Японцам интересны рыбы как обитатели моря, а китайцы оценивают их как продукт питания, – смеётся Александра. – Если китайцы рисуют крабов и креветок на тарелке, то японцы рисуют рыб в естественной среде обитания. Хризантемы – символ императорской власти в Японии, а в Китае – пион. На китайских рисунках пионы выглядят пышно, а хризантемы, которые чаще всего рисуют золотыми красками, изображаются сдержанно. 

Художница также подметила, что китайская живопись более красочная и помпезная, а в Японии ценят изящество и лаконичность. 

– Китайцы любят смешивать краски, поэтому сюжеты получаются более наполненными. Ещё в Китае распространён большой формат картин. В Японии пишут маленькие и работают тушью, чтобы раскрыть её потенциал, а потом уже рисуют красками. В Китае это не так принципиально, – отмечает Александра. 

Художнице понравилось, что японцы более философски подходят к рисованию и у них есть необычные праздники, которых нет в других восточных культурах. 

– "Семь видов весенних трав" празднуется у японцев 7 января. Люди выходят наблюдать за луной. В эту ночь она светит ярче. У японцев есть цветочный календарь, так как им приходилось отслеживать их цветение. 12 месяцев – 12 цветов, – восхищается она. – Ещё в Японии ценятся наблюдательность и проникновение в текстуру. Можно назвать такой подход медитативным. Прежде чем нарисовать бамбук, нужно стать им. 

Японцы рисуют цветы испокон веков. Александра последовала их традиции.
Фотография из личного архива Александры Васильевой.
Японцы рисуют цветы испокон веков. Александра последовала их традиции.

Как оказалось, в технике суми-э можно написать не только сакуру и восточные пейзажи, но даже повторить работы великих русских художников. 

– Пейзажи, берёзы, церкви и цветы… Можно даже перерисовать картину Левитана, но получится другой формат – японский, – улыбается Александра.

Читайте также: "Руслан и Людмила" не только рыцарская повесть, но и кровавая история низменных страстей.