Иногда человек может поменять профессию совершенно внезапно – выбрав то, что больше по душе. Учителя становятся журналистами, кинологи – фотографами, а повара – бровистами. У бывшего юриста, а ныне художницы восточной живописи в стиле суми-э (это когда рисуют тушью) Александры Васильевой так и случилось. Выбрать новую профессию помог национальный символ Японии – цветущая сакура.
– Я рисую уже 12 лет. Однажды я пошла на выставку про самураев. Там купила свиток с изображением сакуры. Цветущее дерево было нарисовано в технике суми-э, и мне захотелось научиться рисовать так же. Записалась на мастер-класс, где преподаватель рассказала про необычную японскую культуру. Два этих фактора решили мою судьбу, – вспоминает Александра. – Через какое-то время я ушла в декрет и активно занялась живописью. Из декрета вышла, но уже не юристом.
Не только самураи и сакура вдохновили художницу научиться рисовать в необычной технике, а ещё и философская основа Востока, символизм и тесная связь с природой.
– В японской живописи много цветочных символов. Растения рисуют даже на гербах и самурайских монетах. Обожествление природы меня очень привлекло. Синтоизм – религия, которая основана на поклонении природным объектам и явлениям, – рассказывает Александра.
Но больше всего художницу заинтересовал рабочий материал в живописи суми-э, а подписывают её работы профессиональные каллиграфы.
– Все японцы рисуют восточными кисточками, которые долго удерживают влагу, тушью из сосновой сажи и рыбьего клея. А вместо полотен используют тончайшую рисовую бумагу. На такой бумаге тяжело рисовать – тушь быстро расплывается. Художник должен хорошо знать своё дело, так как картина пишется с первого мазка. Техника суми-э работает по принципу японской пословицы "Один момент – одна встреча".
Александра училась рисовать в Москве, но ей хотелось постичь азы живописи суми-э у восточных сенсеев, поэтому она отправилась в Японию и Китай. Там художница заметила колоссальную разницу между живописью двух стран. Как оказалось, в Японии присутствует много монохромных и женских сюжетов, а в китайской чувствуется отпечаток государственной мощи.
– Японский подход к рисованию оказался ближе. В Китае и Японии в первую очередь стараются дать каллиграфическую базу. Но отличий всё равно много. Японцам интересны рыбы как обитатели моря, а китайцы оценивают их как продукт питания, – смеётся Александра. – Если китайцы рисуют крабов и креветок на тарелке, то японцы рисуют рыб в естественной среде обитания. Хризантемы – символ императорской власти в Японии, а в Китае – пион. На китайских рисунках пионы выглядят пышно, а хризантемы, которые чаще всего рисуют золотыми красками, изображаются сдержанно.
Художница также подметила, что китайская живопись более красочная и помпезная, а в Японии ценят изящество и лаконичность.
– Китайцы любят смешивать краски, поэтому сюжеты получаются более наполненными. Ещё в Китае распространён большой формат картин. В Японии пишут маленькие и работают тушью, чтобы раскрыть её потенциал, а потом уже рисуют красками. В Китае это не так принципиально, – отмечает Александра.
Художнице понравилось, что японцы более философски подходят к рисованию и у них есть необычные праздники, которых нет в других восточных культурах.
– "Семь видов весенних трав" празднуется у японцев 7 января. Люди выходят наблюдать за луной. В эту ночь она светит ярче. У японцев есть цветочный календарь, так как им приходилось отслеживать их цветение. 12 месяцев – 12 цветов, – восхищается она. – Ещё в Японии ценятся наблюдательность и проникновение в текстуру. Можно назвать такой подход медитативным. Прежде чем нарисовать бамбук, нужно стать им.
Как оказалось, в технике суми-э можно написать не только сакуру и восточные пейзажи, но даже повторить работы великих русских художников.
– Пейзажи, берёзы, церкви и цветы… Можно даже перерисовать картину Левитана, но получится другой формат – японский, – улыбается Александра.
Читайте также: "Руслан и Людмила" не только рыцарская повесть, но и кровавая история низменных страстей.