В центре сюжета фильма – известный писатель Валентин Чайка (Юрий Быков). В отличие от творческой его личная жизнь – полная катастрофа. Он находится в свободных (как он считает) отношениях с джазовой певицей (Вера Кинчева), которая в него влюблена как кошка и готова прощать ему всё на свете. Но загадочная незнакомка, появившаяся вдруг на горизонте, становится для Чайки новой желанной целью, ради которой он готов предать чувства любящей его девушки. Metro поговорило с режиссёром и автором сценария картины Полиной Лазаревой сразу после премьерного показа.
Будучи уже состоявшейся театральной актрисой, каково оказаться снова в качестве дебютантки?
– Очень тревожно и нервно. Я предполагала, что буду волноваться, но что настолько, не могла себе даже представить. Для меня всё это в первый раз – первое кино, первый показ. Если честно, я так перенервничала во время показа, что не дождалась финальных титров, сбежала из зала. Обнаружила себя в очереди в дамской комнате и только оттуда услышала аплодисменты. То есть самый приятный момент я пропустила. Когда мои родители вышли из зала, к ним стали подходить наши друзья, знакомые и спрашивали, где Полина. Папа отвечал: "Наверное, где-то стесняется". (Смеётся.) Это очень на меня похоже.
Дебюты обычно снимают на темы, в которых хорошо разбираются. История имеет реальную основу?
– Глупо говорить, что история полностью вымышленная и все совпадения случайны. (Смеётся.) Многое, конечно, придумано, но подробно рассказывать, где правда, а где вымысел, мне бы не хотелось. Интригу для зрителей всё-таки надо оставить.
Мне показалось, что мнения по фильму разделились по половому признаку. Мужчины в основном говорили, что героиня сама дура и вообще такие отношения – это что-то из сентиментальных романов, а женщины – что им в своё время тоже встречался подобный Чайка и всё узнаваемо до боли.
– Мне такая реакция нравится. Я не хотела делать историю из серии: "Все мужики козлы". Ведь женщины правда ведут себя зачастую как дуры. И ничего с этим не поделаешь! Страдаешь, делаешь что-то даже во вред себе, но не можешь остановиться.
Герой, конечно, манипулятор, но мне его тоже было жалко. Мечется между женщинами, а счастья всё равно нет.
– Все пытаются жить свою жизнь максимально правильно и не всегда это получается. И никто в этом не виноват. Бывает – люди просто не совпадают друг с другом, масса факторов, которые влияют на отношения. Но мне было важно не делать из этого сопливую мелодраму, а рассказать историю иронично. Потому что нам изнутри сложно на себя посмотреть со стороны, а потом со временем приходишь в себя и думаешь, что это было вообще? Где был мой мозг?
Интересно, что в конкурсе фестиваля сразу два фильма посвящены схожей теме. В "Сказках Гофмана" тоже прекрасная героиня терпит унижения от совершенно бестолкового мужа.
– Мне кажется, это очень актуальная тема. Вокруг меня столько роскошных, умных работающих девчонок, у которых, на мой взгляд, неправильно складывается личная жизнь. Они, видимо, этого не замечают. Или терпят – на что-то закрывают глаза. Возможно, боятся одиночества. А мужчины у нас просто избалованы женским вниманием. Женщин в России много, и получается, что любой мужчина найдёт себе внимание, даже не самый достойный.
Легко вы нашли своего героя? Многие критики отмечали, что выбор Юрия Быкова – идеальное попадание.
– Да, это моё счастье, что мне удалось его уговорить. Мы с ним однажды встретились на дне рождения нашей общей знакомой, и я попросила его прийти на пробы. Как ни странно, он очень легко согласился, пришёл. А потом у меня ушло полгода, чтобы его уговорить сниматься. Потому что Юрий – человек мятущийся, он сегодня хочет, завтра нет, послезавтра передумывает. А я, когда увидела его пробы, поняла, что никого другого уже не хочу искать. Потому что я больше не найду человека, который будет совершать ряд нелицеприятных поступков и при этом оставаться обаятельным. Может, это мне так кажется, потому что я влюблёнными глазами на него смотрю. (Смеётся.)
Он давал вам советы как режиссёр?
– Я очень нервничала, потому что у меня продюсер – режиссёр (Влад Фурман. – Прим. ред.), главный герой – режиссёр, и я тут дебютантка, ничего не знаю, ничего не умею. Мне казалось, они меня задавят. Но Юра вёл себя... я даже не ожидала от него такого удивительного внутреннего такта. Он на съёмках вообще меня поразил. Во-первых, своим профессионализмом, потому что он невероятно точный, очень подробный и глубокий думающий артист. И тем, как он себя вёл – многое шло не по плану и многое его раздражало, но он держал себя в руках и никого там не убил. А я на его месте сделала бы это несколько тысяч раз. (Смеётся.)
Вам было важно снять папу и бабушку в дебюте или это ради экономии делалось?
– Конечно, это экономия. (Смеётся.) Но, в первую очередь, они прекрасные артисты, и я писала роли с расчётом на них. И, конечно, мне было приятно, что они были на съёмках со мной, потому что я долгий период прожила вдали от дома, а я девочка домашняя, очень привязана к семье и сильно завишу от поддержки родных.
Ваша семья производит впечатление очень крепкой...
– Приторно смотреть? Я знаю. (Смеётся.)
Наоборот, приятно. Мне ваша бабушка Светлана Немоляева в интервью рассказывала, что вы каждый день начинаете с обзвона друг друга. Это она является семейным объединяющим центром?
– Нет, папа. Он очень трепетный человек. Я понимаю, что со стороны это выглядит очень слащаво. Но мы же не выносим на публику, что и ругаемся, и ссоримся, и обижаемся друг на друга. Но по большому счёту, конечно, мне повезло, что у меня такая семья.
Досье на героиню1. Полина Лазарева – актриса в третьем поколении. Отец – Александр Лазарев-младший, дедушка – Александр Лазарев, бабушка – Светлана Немоляева. Есть младший брат Сергей, он выбрал карьеру продюсера.2. Школу окончила экстерном, после чего с первой попытки поступила на режиссёрский факультет (актёрская группа) РАТИ-ГИТИСа (мастерская Олега Кудряшова). В 2011 году Полину приняли в труппу Театра им. Маяковского.3. Среди коллег по сцене – родная бабушка Светлана Немоляева, с которой Полина играет в спектаклях "Как важно быть серьёзным", "Бешеные деньги", "Таланты и поклонники". 4. Несколько лет назад окончила режиссёрские курсы (мастерская А. Суриковой). В дебютной картине "Чайка" выступила как режиссёр, автор сценария, а также как певица – спела все песни за главную героиню. 5. Актриса не замужем и не любит делиться с прессой подробностями личной жизни, отшучиваясь в интервью, что пока "повенчана с работой".