Василий Лановой завоевал всенародную любовь благодаря десятку героических и романтических образов, которые он создал на театральной сцене и в кино. Павел Корчагин из одноимённого фильма, капитан Грей из "Алых парусов", Вронский в "Анне Карениной", красавец Курагин в "Войне и мире" – после каждой роли армия поклонников у Василия Ланового росла и множилась, но после выхода картины "Офицеры" в 1971 году исполнители главных ролей Георгий Юматов и Василий Лановой стали настоящими героями для нескольких поколений. Хотя Лановой сначала не соглашался на роль Ивана Вараввы, всю жизнь влюблённого в жену своего друга.
– Когда он прочитал первый раз сценарий, то был скептически настроен по поводу этой роли. Говорил, что ему непонятно, что тут играть, – рассказывает Metro старший научный сотрудник, хранитель предметно-мемориального фонда "Музея кино" Эмма Малая, работавшая на картине "Офицеры" художником по костюмам. – Но режиссёр Владимир Роговой в этой роли видел именно Василия Ланового, и они поехали к актёру с выдающимся оператором Михаилом Кирилловым, и Михаил Николаевич сказал: "Тут надо романтику играть, влюблённость, но не неосуществлённую любовь, рыцарское отношение к женщине". И это Василия Семёновича зацепило, он дал согласие. Обаяние образа Ивана Вараввы и получилось за счёт смешения героизма, бесшабашности, благородства и очень тонких чувств. Эмоциональный стержень фильма – это именно Василий Лановой.
По словам нашей собеседницы, фильм снимали в обратном порядке. Сначала отсняли финальную сцену, где герой Ланового, седовласый одинокий генерал, дважды Герой Советского Союза, встречает давнего друга с женой и их внуком Ваней, названным в честь Вараввы.
– Генеральскую форму мы шили в генеральском ателье на Фрунзенской набережной, чтобы с золотой вышивкой – всё как у настоящих военных. Но что-то никак не могли мы подогнать форму, то слишком свободно, то где-то узко. Помню, у Василия Ланового совершенно не было времени приезжать на примерки. И он как-то высказал мне: "Я Вронского в "Анне Карениной" играл в таких сложных мундирах, и то не приходилось столько раз подгонять и ездить на примерки!", – вспоминает Эмма Малая. – В целом, Василий Семёнович был достаточно дружелюбным и контактным человеком. Но он приезжал или прилетал на съёмочные экспедиции лишь на короткое время, всё быстро-быстро отыгрывал и уезжал на другие кинопроекты и в театр. Времени болтать не было, всё по делу, по существу, чётко и быстро. Но когда он появлялся на площадке, всё как-то оживлялось.
События, показанные в "Офицерах", происходят примерно с начала 1920-х годов до конца 1960-х. И в картине показаны все военные конфликты, в которых участвовал Советский Союз за это время: борьба с басмачами, конфликты на Дальнем Востоке, Великая Отечественная война...
– Несмотря на то что Лановой никогда не был военным, у него была эта военная косточка. Военная форма любого образца садилась на него ладно, смотрелась естественно. Его военная выправка была какого-то высшего уровня, – рассказывает художник по костюмам. – Мой любимый его костюм из "Офицеров" – это образ из первой новеллы, где герои знакомятся в среднеазиатском гарнизоне. Здесь нужно было показать время, когда официальной формы у Красной армии ещё не было, вернее, она только-только появилась, как раз герой Юматова получает новейшую форму с красными шароварами перед распределением. Солдаты же и офицеры донашивали что было. В кадре есть и френчи времён Первой мировой войны, и какие-то туркменские элементы. У героя Ланового там не просто гимнастёрка, а такая косоворотка, на голове – кубанка, намёк на то, что он из казаков. Форма его сразу бросается в глаза, она такая особенная, отражающая его лихой боевой характер.
Кстати, с этим костюмом связан ляп, который совершили при создании цветной версии "Офицеров".
– Картина была чёрно-белой, а потом её "раскрасили" и в отдельных моментах совершенно неправильно, – говорит эксперт. – Например, казачья форма героя Ланового: кубанка кавалериста у нас на съёмках была с синим донышком, как это и положено, но её сделали красной в цветной версии. Когда вижу это – стыдно, но я не виновата, у меня никто не спросил!
Отстаивать достоверность в костюмах Эмме Малой приходилось и на съёмочной площадке.
– Помню у нас рабочий спор, когда Василий Лановой должен был играть сцену, где его герой общается с командиром эскадрона. Актёр требовал, чтобы ворот его косоворотки был расстёгнут. Ведь его герой бесстрашный, лихой вот такой! Я уверяла, что по уставу военный не мог так прийти на доклад к старшему по званию. Но Василий Семёнович ничего не хотел слушать, должен быть расстёгнут и всё! – говорит наша собеседница. – Костюм, конечно, не главное для Василия Ланового, для него важен был характер, сила, убедительность, его энергия. Именно это действовало на зрителя через экран.
По словам Эммы Рафаиловны, энергия и харизма Ланового были невероятными:
– Очень эффектными были съёмки и сцена, где Лановой спрыгивал с поезда и быстро-быстро рвал цветы, чтобы подарить их рожающей жене друга, которую он невероятно ценил. На съёмках Василий Семёнович практически всё сделал сам, спрыгнул с подножки идущего поезда, ринулся за цветами.
По словам художницы по костюмам, работа на "Офицерах" очень помогала ей в карьере.
– После у меня было много других военных картин, и по работе всегда нужна была помощь: то какие-то погоны достать, то какой-то особый материал. Если я говорила, что работала на фильме "Офицеры", то все военные сразу шли мне навстречу, всегда всё давали. И часто признавались, что выбрали эту профессию, посмотрев картину "Офицеры".