КИНО

Юбилей фильма "Бегущий по лезвию": как Форд стал охотником на андроидов и при чём тут нацисты

40 лет назад вышел легендарный фильм Ридли Скотта. Он был настолько новаторским, что критики сначала его не приняли, но со временем включили в список лучших фантастических фильмов. Разбираемся, почему
Харрисон Форд в роли Рика Декарда.
кадр из фильма "Бегущий по лезвию", 1982

О чём кино

Фильм основан на романе фантаста Филипа Киндреда Дика "Мечтают ли андроиды об электроовцах?" (Do Androids Dream of Electric Sheep? (1968). У нас название ещё переводят, как “Снятся ли андроидам электроовцы?". Действие происходит в мире недалёкого будущего, успевшего пережить ядерную войну. Хотя для нас время событий – ноябрь 2019 года – уже в прошлом. По сюжету бывший охотник на андроидов, или репликантов, Рик Декард восстановлен в полиции Лос-Анджелеса, ведь только он способен поймать особо опасную группу репликантов под предводительством Роя Батти, совершившую побег из космической колонии на Землю. В попытках разобраться, кто репликант, кто человек, главному герою предстоит пройти сложный путь самоидентификации. 

Скотт или Скорсезе

Экранизировать роман Дика собирался Мартин Скорсезе. Уже через год после выхода книги он встречался с автором, но в итоге ничего из этого не вышло. Позже за сценарий взялся не слишком-то успешный актёр Хэмптон Фанчер, решивший сменить вид деятельности. Он купил права на роман и написал сценарий, который был практически полностью переделан, когда за проект взялся Ридли Скотт. Режиссёр к тому времени уже прогремел на весь мир с “Чужим” и готовился к съёмкам “Дюны”. Скотт не хотел снимать две экранизации культовой фантастики и сначала отказался от “Бегущего по лезвию”. Но с “Дюной” процесс подвис, а когда от рака умер брат режиссёра, Ридли Скотт, чтобы уйти в работу с головой, взялся за "Бегущего по лезвию". Он создал, по его словам, очень личное кино, которое сейчас считается классикой кинематографического киберпанка: с его мрачной дождливой атмосферой, пронизанной неоновыми лучами и светом фар от высокотехнологичного авто главного героя, спешащего найти человека в человеке.   

Кастинг на главную роль 

Продюсеры и Скотт рассмотрели много кандидатур на роль Рика Декарда – от Роберта Мичума до Джека Николсона. Остановились на Дастине Хоффмане. Но Хоффман видел своего персонажа не так, как того желал режиссёр... В итоге его место занял Харрисон Форд, не без помощи Стивена Спилберга. Последний только что завершил съёмки "В поисках утраченного ковчега" и искал любую возможность продвинуть звезду своего кино. 

Реальные травмы 

Дэрил Ханна, сыгравшая в фильме жестокую репликантку Прис, в одной из сцен получила серьёзную травму. Убегая от Себастьяна, героиня упала и разбила  локтем окно в автомобиле. Это было непредвиденное падение, а окно не было бутафорским. Актриса поскользнулась на мокрой земле, в результате получила восемь глубоких порезов. У неё до сих пор есть шрам, напоминающий о тех съёмках.

Финалы на любой вкус

Фильм существует в семи версиях, из которых базовыми считаются две – оригинальная версия с хеппи-эндом (1982), которая была плохо принята кинокритиками и провалилась в прокате, и так называемая режиссёрская версия с открытым финалом (1992), которая согласно опросу шестидесяти учёных, проведённому британской газетой The Guardian, была признана лучшим научно-фантастическим фильмом в истории.

Термин подсказала дочка

Термин "репликанты" нигде не используется в работах Филиппа К. Дика. Существа из исходного романа называются Androids или Andies. Создателям эти термины не пришлись по душе. В итоге название для человекоподобных существ подсказала дочь одного из соавторов сценария Дэвида Уэбба Пиплза, Риса, которая изучала микробиологию и биохимию. Она познакомила своего отца с теорией репликации – процессом, посредством которого клетки дублируются для целей клонирования.

При чём тут нацисты?

Для того чтобы определить, репликант перед тобой или человек, в фильме используется так называемый тест Войта-Кампфа. Специальная камера фиксируется на зрачке испытуемого, которому задают ряд вопросов, призванных выявить степень эмпатии. Если отклик низкий и замедленный, то машина делает вывод о том, что субъект теста является репликантом. Название теста Войта-Кампфа не что иное как отсылка к запрещённой в России нацистской библии "Майн Кампф". Дело в том, что Филип К. Дик задумал свой роман про андроидов, ещё когда работал над романом “Человек в высоком замке” об альтернативной истории, в которой во Второй мировой одержали победу Германия и Япония. Дик тогда подробно изучал архивные документы гестапо, в том числе дневники, написанные военнослужащими СС. Та жестокость и отсутствие сочувствия со стороны людей его потрясли. Рассматривая нацизм как дефект группового сознания, при котором человека уже нельзя было считать человеком, Дик решил исследовать глубинные основы человеческого сопереживания, используя для этого и прошлое, и будущее, и людей, и роботов, которые лучше людей.

Культовая музыка

Музыку для фильма написал греческий композитор Вангелис. Саунтрек в жанре эмбиент (стиль электронной музыки, основанный на модуляциях звукового тембра) получил признание как влиятельная работа в истории электронной музыки и считается одной из лучших работ Вангелиса. В 1983 году она была номинирована на премию BAFTA и "Золотой глобус" как лучшая оригинальная музыка для фильма.