МИР

"Я спасал детей!": пассажиры Costa Concordia рассказали, как тонул круизный лайнер

Ровно 10 лет назад в Тирренском море потерпел крушение круизный лайнер Costa Concordia. На борту находились 4252 человека, из них погибли 32. Мы поговорили с российским героем Александром Хороших, который во время ЧП спасал детей, и вспомнили ключевые даты по следам тех событий
Судно Costa Concordia, потерпевшее крушение.
AFP

Трагедия, которая потрясла мир, произошла в ночь на 14 января 2012 года в Италии. Корабль приблизился к берегу и напоролся на риф. 

"Всё в порядке!"

Бывший альпинист Александр Хороших из Петербурга (тогда ему было 65 лет) читал книжку в каюте Costa Concordia, когда корабль получил роковую пробоину. Корму резко наклонило в левую сторону, затем корабль выровнялся. Но постепенно начал крениться.

– После толчка раскрылся шкафчик с одеждой, всё посыпалось, – рассказывает Metro Александр Николаевич. – Сразу понял – мы на что-то налетели. Сказал жене Анжеле надевать всё тёплое, спасжилет и обувь на плоской подошве. Погас свет... Жена в потёмках отыскала обручальное кольцо, схватила сумку – и мы выбежали в коридор. Врубили аварийку.

Супруги оказались на носу корабля. На палубе уже образовалась толпа – в основном иностранцы. По радио объявили, что сломался генератор. Пассажиров попросили пройти в каюты. 

– Но я просил всех надевать спасжилеты. Иностранцы начали смеяться, ведь по радио говорили, что всё в порядке. Тогда я силком стал одевать бегавших здесь же детей. Жена присоединилась. Постепенно до остальных дошло. Всё-таки корабль потихоньку заваливался на правый борт. 

Итальянский "Титаник".
ANDREAS SOLARO / AFP or licensors

Вытаскивали детей

Прибежали стюарды из Сингапура. Они были плохо обучены, еле говорили по-английски. Александр выхватил рацию у старшего стюарда, но она только шипела. Тогда россиянин начал вести всех на открытую палубу, отыскивая места, где было безопаснее. Старался выводить на левый борт, который поднимался над водой. 

– Там и плоты были спасательные. Но никто не умел их спускать. А я всё-таки не матрос. Трос был толстый, вручную ничего не получалось. Обрубать верёвки тоже было нельзя, всё-таки мы находились довольно высоко...

Александр пытался пробиться с носа в середину корабля. Долгое время помощи ждать было неоткуда.

– Рядом был только рыбацкий остров. А там – катерок со слабым прожектором да несколько лодок. А от противоположного борта корабля через некоторое время начали отплывать спасательные шлюпки. Пошла эвакуация. 

В конце концов корабль снова резко дёрнуло – и он лёг на подводную скалу. Люди от резкого толчка посыпались, стали скользить по огромным, широким коридорам. 

– Вода зажурчала, послышались визги, стоны. В одном из коридоров увидел детей. Они просили о помощи, были уже частично в воде. Со мной был двухметровый немец. И вот я, жена и этот гигант начали тащить детей наверх, на бок корабля. Тащили по цепочке. Думаю, спас около 12 детей. Приходилось лавировать как альпинисту, искал любую перемычку, чтобы подниматься. Тащил жену за собой.

Так все они добрались до последней палубы. Александр отправлял всех спасённых детей на боковые палубы. 

Место ЧП, вид сверху.
AFP

Чудесное спасение

– Вылез на борт только я. Анжела сдалась – сказала, что больше не может. Я увидел, как по кораблю ползёт трос, весь в мазуте. Попытался его подтащить, но он был привязан к крючку. Я спустился по тросу, отвязал, потом вернулся на борт. Начал поднимать Анжелу – и нога "поехала". 

В итоге Александр полетел в море с высоты шестиэтажного дома. С него сорвало спасжилет, куртка вздулась от воды. С той стороны, куда он упал, спасателей не было – кроме одного рыбака. Он-то и выручил.

– Я уже обессилел. Напоминал Чапаева с его фразой "Врёшь, не возьмёшь!". Всё отнялось, кроме правой руки. Так и грёб. Рыбак выбросил на берег. Там уже толклись люди с корабля. У меня была гематома от пяток до шеи, двигался с трудом. 

Встреча с женой

Россиянина доставили в скромный медпункт на острове. Там был лишь один фельдшер, которому приходилось обслуживать толпу раненых. На кушетке лежала француженка с множественными переломами.

– Одна бабушка увидела меня – почти без одежды, в мазуте и краске – и решила приодеть. Накрутила на ноги простыни, дала рваные джинсы сына, завернула в детское одеяло. Затем на пароме меня вывезли на материк. Население городка высыпало на набережную, все что-то принесли. На автобусе нас отвезли в Рим.

Супруга Александра была уверена, что тот погиб. Она видела его падение в море, кричала: "Саша-а-а!" Какой-то стюард, пробегавший мимо, помог ей забраться на борт, где она много метров ползла по скользкой поверхности в ожидании помощи. 

– В итоге встретились с ней в Риме. Она приехала на автобусе, я её ждал. Сопли, слёзы. Затем нас поселили в отель, полностью обеспечили всем необходимым. Многие благотворительные организации повалили туда, оказывали помощь. 

Александр и Анжелика, наши дни.
из личного архива героя статьи

Суды и статуэтка

Компания, которая отправила супругов в круиз, выплатила компенсацию. Александр также ездил на суды с итальянцами, однако денег они дали по минимуму. 

– За каждого погибшего ребёнка была положена компенсация родственникам размером в миллион евро. А я спас где-то 12. Мне в итоге дали какую-то мелочь. Ну и ладно. Мне главное было детей спасти. 

Журналисты организовали в Таганроге памятную встречу Александра с рыбаком, который вывез его на берег. Русскому герою вручили статуэтку за проявленную на борту корабля храбрость и спасение людей. 

– А хотите посмеяться? Когда корабль тонул, а у меня ничего не получилось со спасательным плотом, я решил закурить. Ко мне подошёл стюард и сказал: "В этой части корабля курить запрещается". А мы уже вовсю тонули... Могу сказать, что в тех местах, где на корабле были русские, никакой паники не наблюдалось. Наши чётко всё организовывали!

Фокус не удался

– Всё началось с вечернего шоу, – вспоминает в беседе с Metro ещё один пассажир лайнера Никита Алфимов. – На сцене выступал фокусник. Во время одного из его номеров я почувствовал крен, покачивание. Корабль сильно сместился влево. Фокусник сам перепугался и ушёл со сцены. Я подумал, что корабль просто резко разворачивается.

Уже когда вернулись в каюту, услышали объявление на разных языках – мол, собирайтесь у номеров. Всё под контролем. И отрубился свет. Через 10 минут услышали новое объявление: "Спускайтесь к шлюпкам". Вот тогда у людей началась лёгкая паника.

События стали развиваться по неожиданному сценарию. Наша каюта располагалась на десятом этаже, мы были где-то в центре гигантского корабля. Спустились на палубу, где находились выходы к шлюпкам. А там уже собралась толпа. Кое-как пробрались на одну из лодок. Корабль уже накренился, ходить к тому времени стало трудно. Лодку стали опускать на верёвке, как вдруг она застряла, почти опрокинулась. Уткнулась в плафон. Пришлось всем вылезать. Спустились на этаж ниже, стали искать ближайший кран, державший другую спасательную шлюпку.

Корабль был уже почти на боку, так что мы шли даже не по палубе, а по стене. Перепрыгивали через открытые двери. Раздавался скрежет металла, как если бы одновременно играли 10 тромбонов. Я страха не испытывал, мне тогда было 14. Это родственники больше перепугались. Через некоторое время перебрались на литую лестницу, которая вела к крану. В итоге решили с неё выбраться на корму корабля. Где-то до 3 ночи на ней сидели. Наблюдали, как к тонувшему кораблю подплывали лодки. Над нами уже летали вертолёты.

В конце концов спустились на одну из лодок, в 3:30 ночи оказались на острове. Спали в церкви. Потом приехали службы – принесли пайки, мы покушали. На буксире переправили на материк. Состоялась конференц-встреча с представителями российского МИДа. Помогали нам как-то неохотно. Документы утонули с кораблём, нам долго их восстанавливали. Поселили на это время в отель "Хилтон" в Риме, где мы провели полторы недели. Причём государство оплатило только четыре дня. Хорошо хоть, из отеля выселять не стали. Вот такой круиз получился.

Оставшаяся в живых женщина смотрит на частично затопленный круизный лайнер Costa Concordia 16 января 2012 года в гавани Изола-дель-Джильо.
FILIPPO MONTEFORTE / AFP

Хронология событий

13 января 2012 года. Costa Concordia врезался в каменный риф у итальянского острова Джильо. Это случилось после того, как капитан судна Франческо Скеттино решил изменить курс и приблизиться к берегу – на опасное расстояние. В результате в корпусе образовалась 70-метровая пробоина. Позже капитан на следствии по делу признался, что сделал это для традиционного приветствия своего знакомого, бывшего капитана лайнера.  Обесточенный в результате инцидента корабль дрейфовал до тех пор, пока не опрокинулся на бок.

Капитан корабля Скеттино.
ALBERTO PIZZOLI / AFP or licensors

Несколько недель спасатели искали пропавших. В итоге была подтверждена гибель 32 человек. Ущерб владельцев судна оценили в 2 млрд долларов.

15 января 2012 года. Прокурор Франческо Верузио объявил, что капитан корабля Франческо Скеттино покинул судно до того, как все пассажиры и экипаж были эвакуированы. Через два дня капитана поместили под домашний арест.

17 января 2012 года. Была обнародована аудиозапись с корабля во время инцидента. Командир береговой охраны Грегорио Де Фалько ругался, отдавая приказ Скеттино вернуться на борт лайнера для того, чтобы координировать эвакуацию пассажиров. "Вы покинули корабль! – кричал он. – Теперь я – главный! Возвращайтесь, доложите мне хотя бы, сколько там пассажиров и что им нужно. Возможно, вы спасли себя от моря, но я заставлю вас заплатить за всё это, чёрт возьми!"

20 января 2012 года. Гендиректор Costa Concordia сообщил в эфире итальянского телевидения, что капитан Скеттино передал компании и экипажу неточную информацию и преуменьшил серьёзность сложившейся обстановки после столкновения с рифом. Это не позволило мобилизовать ресурсы для оказания оперативной помощи.

9 июля 2013 года. Капитан Скеттино предстал перед судом по обвинению в непредумышленном убийстве, оставлении корабля в опасной ситуации и кораблекрушении. На заседании присутствовали выжившие и родственники жертв.

20 июля 2013 года. Пять сотрудников Costa Concordia были осуждены за непредумышленное убийство в ходе отдельного судебного разбирательства. Им вынесли приговор – по 3 года каждому. Сроки снизили за то, что они заключили сделки со следствием, признав свою вину.

17 сентября 2013 года. В 4 утра после долгих предварительных приготовлений потонувший лайнер был поднят со дна.

8 октября 2013 года. Останки одного из двух пропавших без вести во время ЧП обнаружили водолазы, работавшие на месте крушения. Пассажира идентифицировали как итальянку Марию Грацию Трекаричи.

1 февраля 2014 года. Испанский дайвер, работавший на месте кораблекрушения, погиб. Сообщалось, что он поранил ногу о металлический обломок.

23 июля 2014 года. Под вой лодочных сирен и звон колоколов Costa Concordia начал свой последний рейс. Его отбуксировали от острова Джильо, чтобы сдать на металлолом. Лайнер прибыл на верфь Генуи через четыре дня.

3 ноября 2014 года. Последнюю жертву кораблекрушения обнаружили во время переработки лайнера под металлолом в Генуе. Это был индийский официант Рассел Ребелло.

Кевин Ребелло, брат погибшего, 2022 год.
FILIPPO MONTEFORTE / AFP or licensors

11 февраля 2015 года. Суд в Гроссетто признал капитана Скеттино виновным. Его приговорили к 16 годам тюремного заключения за непредумышленное убийство (также признали виновным в слишком раннем оставлении судна, кораблекрушении и предоставлении ложной информации о степени тяжести столкновения с рифом).

31 мая 2016 года. Апелляционный суд Флоренции оставил в силе приговор. Обвинение пыталось ужесточить наказание до 27 лет тюрьмы для капитана, тогда как защита утверждала, что виновен не только Скеттино.

12 мая 2017 года. Скеттино проиграл последнюю апелляцию и отправился в тюрьму.

Декабрь 2021 года. Суд Генуи обязал Costa Crociere выплатить 105 000 долларов пассажиру лайнера Эрнесто Карузотти – в рамках одного из немногих гражданских исков против компании.

Таймлайн по материалам Assotiated Press