Не хотелось ли вам самому в детстве стать космонавтом?
Нет, не хотелось, никогда об этом даже не думал. У нас в Туапсе, где я родился и вырос, тема космонавтики особо не обсуждалась.
Но после того, как Юлия Пересильд слетала в космос, он стал казаться ближе: вот-вот, и любой артист туда сможет полететь...
Не вижу смысла лететь в космос, чтобы снимать кино.То, что произошло с Юлей – это очень здорово: актриса из нашей страны первая в космосе. Но в целом за такими съёмками не обязательно лететь на орбиту: космос можно снимать в павильоне и картинка будет ничуть не хуже.
Может быть, для роли Кириллова вы примеряли на себя профессию космонавта: думали, а что б я чувствовал, если бы оказался в космосе?
Нет, не особенно. Такие мысли приходят автономно, но это не вопросы, которые ты специально себе ставишь: сама по себе роль космонавта уже предполагает, что всё это на подсознательном уровне появляется. Есть артисты, которые, действительно, заводят тетрадки и что-то в них записывают – мне это не нужно. Как я должен существовать как космонавт? Если вы придёте в торговый центр и среди тысяч людей там будет идти в гражданской одежде космонавт, вы никогда в жизни не поймёте, кто он такой. Космонавты не двигаются и не разговаривают как-то по-особенному. Мне не нужно было погружаться в космонавтику, чтобы сыграть космонавта.
Космонавт – военный человек, а вы в армии служили, так что хорошо понимаете, что значит быть военным...
Конечно, но военные люди все разные, о них много стереотипов. Я знаю массу военных, о которых никогда не скажешь, что они имеют отношение к армии – при том, что за их плечами может быть невероятный боевой опыт. Конечно, все они обладают особой выдержкой. В нашем фильме мы хотели передать именно это – умение держать себя в руках. Задача режиссёра состояла в том, чтобы герой не был избыточно эмоциональным: не нужно было, чтобы он увидел какие-то чудеса будущего и вытаращил глаза. Во-первых, он обладает военной выдержкой, во-вторых, его обстоятельства в фильме такие, что он физически просто не в состоянии фонтанировать эмоциями. Все, кто видел меня в других ролях, хорошо знают, что я гипертемпераментный артист, все роли у меня – на разрыв аорты. А здесь я впервые сыграл человека, который старается не выдавать своих эмоций.
Как вы попали в армию?
Когда мне исполнилось 18 лет, я, как и все мужчины, проходил срочную военную службу и горжусь этим. Это моя обязанность как гражданина моей страны, потому что я рождён здесь – и слава богу, что именно здесь.
Как вам работалось с Давлетьяровым?
На площадке он главный авторитет, держит всю команду в хорошем смысле слова в ежовых рукавицах. Очевидно, что он видит всю "картинку" шире, чем мы, артисты. Но мне это даже нравится: хорошо, когда на площадке уверенный в себе человек, который чётко понимает, чего он хочет от нас и от фильма в итоге. Я всё-таки краска, а он художник, я боевая творческая единица, а он командир.
У вашего героя был реальный прототип? Известно, что не все полёты в космос были удачными...
Нет, не было. Мы о многом не знаем, многое засекречено, так что наш персонаж вымышленный – это собирательный образ.
В картине вы попадаете в 1960-е годы. У вас есть какое-то личное ощущение от этого времени?
По каким-то рассказам, фильмам я могу понять и "словить" это время, поскольку это было совсем недавно. Совсем не обязательно родиться в определённые годы, чтобы понимать какое-то время.
Вы уже не впервые играете человека других эпох: у вас был и русский офицер XIX века, и воин-афганец, и турист 1950-х годов. Вам нравится погружаться в другое время или просто так складывается, что вам достаются такие роли?
Моя профессия – это отчасти телепорт: я благодаря ей могу мотаться по разным временам – это очень интересно, жизнь становится объёмнее. Это большое счастье. И я, действительно, больше люблю сниматься в историческом кино, потому что это костюмы, другое время, другие обстоятельства, другие отношения между людьми. Меня часто вдохновляют визуальные образы других эпох. Бывает так, что я прихожу на пробы исторического фильма и играю сцену, например, XIII века, в своей одежде, а потом мы делаем пробу, я надеваю на себя одежду, бороду, парик – и получается совсем другой результат.
Может быть, образы на вас действуют и потому, что вы сами умеете рисовать – у вас же есть специальность ландшафтного дизайнера?
Да, у меня диплом ландшафтного дизайнера Туапсинского социально-педагогического колледжа. Я рисовал раньше, сейчас уже нет. Не сказал бы, что я прямо "художник художник", но и не самый плохой.
Среди тех эпох, по которым вы путешествуете, может быть, есть какое-то время, которое вам интересно и в котором вы задержались подольше – что-то начали читать, смотреть?
Да, это XIII век, времена Александра Невского. Для меня это самое удивительное время, которое я изучаю уже не один год. Я читаю книги, погрузился в летописи. Александр Невский – мой кумир, я ношу его на груди. Это моя самая сокровенная мечта – я хочу сыграть его в кино. Я очень хочу посетить Великий Новгород, съездить в библиотеку Российской Академии наук, чтобы увидеть там первую Новгородскую летопись, съездить в Переславль-Залесский... А сейчас я снимаюсь у Константина Викторовича Буслова в проекте "Злой город" – про нашествие татаро-монгол, которые в 1238 году напали на город Козельск. Он героически сопротивлялся и семь недель стоял насмерть, но, к сожалению, не устоял. Я снимался и думал о том, что в это время уже где-то ходил по земле Александр Ярославич Невский. В проекте я играю одного из главных героев – русского воина, защитника Козельска.
В каких ещё проектах сейчас заняты?
Параллельно снимаюсь во втором сезоне "Тёти Марты". Первый сезон прошёл на ура, с очень высокими рейтингами, за него мы получили две "Тэфи". Скоро выйдет большой фильм-сказка "Летучий корабль", где я сыграл главную роль, Ивана. Это будет суперкрасочная, музыкальная история. Также скоро выйдет огромный фильм "Блиндаж" режиссёра Марка Горобца, где я тоже сыграл главную роль – этот фильм тоже очень дорог моему сердцу, и там тоже есть перемещения во времени: мы попадаем в 1941 год, в события Великой Отечественной войны. На театр из-за съёмок времени очень мало, но я играю в Театре на Таганке в двух спектаклях: в "Мастере и Маргарите" исполняю роль Коровьева, а в "Чайке" – Треплева.
Вам очень нравится ваша работа – но можете ли вы представить себя в какой-то другой профессии, кроме актёрской?
Легко, я чем угодно могу заниматься. Уверен, что куда бы я ни пошёл, везде добился бы всего. Я мужик, в конце концов: если бы пошёл на стройку, и там бы всему научился. Разве что с каким-то программным обеспечением мне было бы сложно: с компьютерами я не в ладах. Ноутбук в последний раз открывал лет десять назад.