"Пошла учиться взрослой тётенькой"
Я очень рано научилась читать. Я была застенчивым ребёнком: мне проще было читать книжки, чем бегать играть во дворе. И как только я научилась читать, то начала писать дневники, сочинять стихи и тут же их записывать. Самое первое стихотворение, которое я написала, называлось "Грибок": "У грибочка шапочка// И толстая ножка,// Нет у ножки тапочка,// Нету и сапожка".
Мой первый сборник стихов назывался "Кружась над золотыми куполами". Издатели попросили Юрия Никулина написать предисловие к этой книге. С Юрием Владимировичем я была знакома до "Кавказской пленницы": он знал меня по детской студии при цирке, когда мне было 12 лет, потому что нас занимали в сюжетных спектаклях. Через 6 лет после этого мы с ним встретились на съёмках "Кавказской пленницы". Он меня, конечно, не узнал, потому что 12-летняя девочка и 18-летняя девушка — это разные люди. Мы с ним очень тепло и по-доброму общались до самых последних дней, он мне несколько раз помогал в сложных ситуациях.
Так что когда его попросили написать предисловие к книге "Золотые купола", то он мне сказал: "Девочка, я же не читал твои стихи!" Я принесла ему подборку, оставила её в цирке на проходной, и через несколько дней он позвонил и сказал, что стихи ему очень понравились. "Эти стихи написала четырёхлетняя Наташа Варлей, — было сказано в предисловии о стихотворении "Грибочек". — Грустные стихи, не правда ли? Но в этом сборнике вы увидите много грустных стихов, потому что большая их часть — о любви, а какая же любовь без грусти".
У меня вышло четыре сборника стихов. Кроме циркового и театрального образования я получила ещё и литературное. Я окончила факультет поэзии в Литературном институте имени Горького, потому что я человек фундаментальный: когда начали печатать мои стихи, то я сказала себе, что должна узнать о поэзии всё и пошла учиться уже совершенно взрослой тётенькой, у которой было двое детей. На мои стихи написано много песен.
"Гайдай меня очень напугал"
Хотя я снялась в более чем 70 фильмах, всё равно меня знают как Нину из "Кавказской пленницы" (кстати, картине исполнилось 57 лет). Конечно, я не Нина, но я не отказываюсь от этой, любимой мною роли, потому что если бы не эта роль и не встреча с Леонидом Иовичем Гайдаем, то, может быть, я и не стояла бы сейчас на этой сцене и моя жизнь пошла бы другой дорогой. Потому что в детстве я мечтала о цирке и эту мечту осуществила.
Первую роль в кино я сыграла, учась в цирковом училище на втором курсе: снялась в главной роли в короткометражке студента ВГИКа Мухамедова по рассказу Александра Грина "Новогодний праздник отца и маленькой дочери".
Когда я начала работать в цирке, то попала в программу с Леонидом Енгибаровым — старшее поколение помнит этого замечательного клоуна. Он владел всеми жанрами циркового искусства: был акробатом, гимнастом, эквилибристом на проволоке, жонглёром, пантомимистом. У него была одна слабость: он очень хотел сняться в кино. Но как-то у него не складывалось с кинематографом. Одну-единственную главную роль он сыграл в фильме, который был неудачным.
Енгибаров снимался в Одессе в эпизодах у молодого тогда режиссера Георгия Юнгвальд-Хилькевича в картине "Формула радуги". Он пригласил режиссёра на наше представление. У Хилькевича была особенность всё очень приукрашивать, и впоследствии он так описывал меня: "На арену вышла необыкновенная девочка с чудесной кожей и роскошными волосами". Как он увидел всё это под куполом цирка — совершенно непонятно. После этого он пришёл к нам в гостиницу и предложил мне роль в фильме "Формула радуги". Я играла медсестру, которая бегает за главным героем и пытается сделать ему укол. На съёмочной площадке оказалась ассистентка Гайдая, которая взяла мои данные, и когда я вернулась с гастролей из Одессы, в моём почтовом ящике лежало приглашение познакомиться с Гайдаем на Мосфильме. Я приехала туда и увидела мрачного человека в полутёмном кабинете, который начал задавать мне вопросы и очень меня напугал.
Выпрыгивала из окна и спускалась со скалы
В кино сниматься я не стремилась: мне было просто любопытно познакомиться со знаменитым уже Гайдаем, посмотреть на киностудию. Поэтому когда я была на гастролях в Туле и мне пришла телеграмма, что меня утвердили на роль в "Кавказской пленнице", то я разрыдалась, потому что не хотела сниматься и уходить из цирка. Но цирковой режиссёр мне сказал: представляешь, тебя под куполом цирка потом начнут объявлять как исполнительницу главной роли в фильме, это же реклама для цирка!
Съёмки были не на Кавказе, а в Крыму, потому что старое Крымское шоссе было очень удобно для съёмок. Трюковую часть в картине я выполняла сама: выпрыгивала из окна, спускалась cо скалы на верёвке, прыгала в горную речку, водила сразу две машины. В картине были эпизоды, когда Нина скачет за уплывающим в спальном мешке Шуриком сначала на ослике, а потом на лошади. Очень многое из картины ушло, потому что когда фильм был готов, то выяснилось, что он идёт около двух часов, и Гайдай сократил его на 40 минут.
Только современницы
Когда я училась в Щукинском училище, со мной на курсе были Наташа Гундарева, Юрочка Богатырёв, Костя Райкин, Володя Тихонов, Таня Сидоренко — очень много талантливых артистов. Ещё учась в Щукинском училище, я играла на сцене Вахтанговского театра и получила приглашение там работать. Но подумала и решила, что для этого театра я слишком мелкая по диапазону и буду играть там роли, которые я сыграла, будучи в училище. Это Нана в пьесе по роману Эмиля Золя, Золушка, Снегурочка Островского, роль в "Бабьих сплетнях" Гольдони и в очень смешном водевиле Александра Ширвиндта "Беда от нежного сердца".
Кроме Театра имени Евгения Вахтангова, меня пригласили ещё в несколько театров, и я десять лет проработала ведущей актрисой в Театре Станиславского. Там я сыграла роли, которые в кино мне не предлагали: Машу в "Живом трупе" Толстого, Джулию в "Двух веронцах" Шекспира, Луизу в "Коварстве и любви" Шиллера, Таню в одной из первых постановок пьесы Александра Вампилова "Прощание в июне" и многие другие. В кино же я играла только современниц.
Многое об отце узнала после его смерти
Когда сейчас студенты учатся, им в кино разрешают сниматься едва ли не с первого курса. А когда училась я, то дала слово, что в кино сниматься не буду. Я держала его до конца третьего курса, когда моих преподавателей уговорили разрешить исполнить мне главную роль в фильме "Золото" по роману Бориса Полевого. Мой прототип — реальная девушка, которая прошла 600 км по вражеским тылам, спасая государственные ценности из оккупированного города. После "Кавказской пленницы" и "Вия" это была совершенно другая роль. Военная тема актуальна для всех, и я снялась в нескольких военных фильмах.
Мой отец, Владимир Викторович Варлей, окончил Нахимовское училище и приехал в Севастополь оформляться на службу 20 июня 1941 года. Через два дня началась война и он стал командиром военного катера, проведя множество десантов. Дома у меня хранятся его ордена и медали за оборону Севастополя, Керчи, Новороссийска, Поти, Туапсе, Одессы, Кавказа, Крыма. Он был ранен, контужен. Потом работал в Министерстве морского флота и осваивал Северный морской путь. Но тема войны всегда была для него болезненной. Он очень не любил рассказывать о ней. Многое об отце я узнала только после его смерти от его друга, адмирала Валентина Михайловича Кузнецова. В жизни мой папа был очень весёлым и артистичным, любил рассказывать анекдоты, — но когда по телевизору маршировали нахимовцы, я всегда видела на его щеке скупую мужскую слезу.