Первый поход в школу может вызвать психологические проблемы не только у ребёнка, но и у родителей. Евгения Заевская, учитель высшей категории МАОУ гимназии № 3, рассказала Metro, какие грустные или тревожные мысли могут возникнуть у родителей и как с этим бороться.
Проблема 1: Он любит учителя больше меня!
Многие мамы и папы начинают дёргаться из-за того, что первоклашка то и дело заговаривает о своей учительнице, её авторитет для него теперь выше. Многие взрослые испытывают ревность по этому поводу. Но эксперт уверяет: переживать не стоит.
– В детском саду у малыша было две воспитательницы, две няни, музработник и т. д. В школе всё по-другому – "учительница первая моя!" Она одна, и она влияет на жизнь ребёнка. Поэтому самое главное для первоклассника – установить с ней контакт, – говорит Metro Евгения Заевская. – Если контакт успешно налаживается, у ребёнка может появиться даже зависимость. В ответ на ваши замечания он запросто может заявить: "А вот нам в школе Ирина Петровна говорит, что это не так пишется (произносится, наклеивается и т. п.)…" Имейте мудрость не обижаться – это пройдёт, как проходит любой период "культа личности" в детской жизни. Вспомните: сначала для него "всем и вся" была мама, затем папа, потом дедушка или любимый дядя, теперь первая учительница.
Особенно волнуются по поводу "новой любви" мамы первоклассников. Психологи в этом случае советуют не мучиться бессмысленной ревностью, а попробовать сформировать у ребёнка объективный взгляд. Но не перегните палку – здоровый скепсис не должен превратиться в нездоровый цинизм.
– И разумеется, ни в коем случае нельзя высмеивать или игнорировать озвученные ребёнком рекомендации и оценки учителя. Недопустимы варианты: "Да что она понимает в аквариумных рыбках, твоя Марина Владимировна!" или "Вам велели покрасить это в золотой цвет? Вот пусть сама и красит – это же будет просто уродство какое-то, а не поделка", – советует эксперт. Вместо этого, если ваш ребёнок достаточно развит, можно предложить ему подумать над рекомендациями, а не выполнять их слепо. Порассуждать, чего от него хотели в том или ином случае, какова была цель именно такого распоряжения и задания.
Проблема 2: Он хочет взять с собой игрушку? Это же смешно
Кукла в рюкзаке, медвежонок в кармане и т. п. – очень распространённые вещи для первоклассников. И девочки, и мальчики часто берут с собой в школу игрушки. Мамы обычно недоумевают: как реагировать? Не будет это выглядеть смешным? Психологи советуют однозначно: реагируйте спокойно.
– Игрушка, взятая в школу из дома, – "помощник" в адаптации ребёнка к новым условиям. Получается, что ребёнок как бы приносит с собой часть дома, семьи, привычной дружелюбной обстановки. С медведем в кармане он чувствует себя более защищённым, сильным, смелым, – говорит эксперт. – Самая неправильная родительская реакция – запрещать, подсмеиваться, стыдить: "Ну вот, ты уже такой большой, а всё ещё с зайчиками возишься!" Скорее всего, ребёнок будет продолжать носить с собой в рюкзаке игрушки, но только тайно. А осадок в детской душе останется, доверие к маме будет несколько утеряно, авторитет самую малость, но пошатнётся.
Привычка носить игрушки в школу, как правило, сама собой пропадает к концу первого учебного года.
– Но если ребёнок, уже будучи школьником со стажем, всё равно продолжает усаживать в портфель кроликов и зайчиков – стоит задуматься. Это симптом дискомфорта, испытываемого им в коллективе, назревания проблем во взаимоотношениях с одноклассниками, – говорит Евгения Заевская. – Обязательно поговорите об этом с учительницей или со школьным психологом.
Первый учебный год самый трудный для школьника. Для ребёнка началась новая жизнь во всех смыслах, и возврата к старому, "детскому" периоду уже не будет. И вам, родителям, следовало бы в этот год как никогда внимательно, но ненавязчиво следить за всеми сферами жизни ребёнка. Каждый малейший успех малыша сопровождайте бурной радостью, самое малозначительное (с вашей точки зрения) мероприятие, связанное со школой, превращайте в общесемейный праздник. Поддерживайте в своём первокласснике позитивный настрой, связанный со школьной жизнью. Разрешайте ребёнку приводить домой одноклассников и играть с ними, устраивайте детские праздники, принимайте участие в школьных мероприятиях и экскурсиях. И тогда для вашего ребёнка школьные годы действительно будут чудесными
Евгения Заевская
Проблема 3: Он больше не может помогать мне с делами по дому
Современные дети очень устают в школе – сейчас нагрузка гораздо серьёзнее, чем даже 5-7 лет назад. Поэтому большинство мам стараются сделать всё возможное, чтобы дома ребёнок полноценно отдыхал, и сами отстраняют детей даже от элементарных домашних обязанностей: помыть за собой тарелку с чашкой, вытереть пыль в комнате, вынести мусор, почистить ботинки. При этом мамы сами же расстраиваются, что потеряли помощника. Но ведь это неправильная стратегия.
– Конечно, всё это быстрее и качественнее может сделать и сама мама, и бабушка, и домработница. Но ведь домашние обязанности необходимы прежде всего для самого ребёнка – для развития его личности, – объясняет эксперт. – Те же уборка и мытьё посуды за собой дисциплинируют, учат ценить домашний труд (иначе как же можно ценить то, с чем ты незнаком), готовят как девочку, так и мальчика к будущей самостоятельной взрослой жизни. Кстати, сейчас многие школы снова вводят "дежурства по классу", которые несколько лет назад отменяли как "советский пережиток", а сейчас реабилитировали под названием "трудотерапия".
Иными словами, совет родителям простой: не "отбирайте" у ребёнка нехитрые домашние обязанности только лишь потому, что он теперь первоклашка, который сильно устаёт в школе. Наоборот, необременительные и посильные домашние хлопоты помогут ему держаться в тонусе. Да и сами расстраиваться не будете.
Читайте также: Деликатный вопрос: как приучить малыша ходить на горшок