Бесплатные билеты на чтения Евгения Чебаткова закончились сразу с началом регистрации на мероприятие, и в почтовые ящики организаторов начали сыпаться просьбы выделить "лишний билетик". Известный стендапер уже не впервые читает русских классиков, и каждый раз это вызывает в массах немыслимый ажиотаж. Недоумевая, зачем народ бьётся за места на чтение того, что было прочитано ещё в школе, я отправилась слушать Чебаткова. На этот раз известный комик собирался читать "Героя нашего времени". Что ж, такой текст можно слушать хоть триста раз, подумалось мне.
Огромный зал, больше чем на полтысячи человек, быстро заполнялся народом: вбегавшие в двери люди жадно искали глазами свободные места и бросались их занимать. Слава Чебаткова не вмещалась в эти стены!
– Я прилетела сюда специально из Питера, – сообщила мне стройная блондинка Полина с алой помадой. – Сила Евгения – в юморе и интеллекте. Он очень отличается от других комиков.
– А я уже не впервые с удовольствием прихожу сюда после работы, – рассказал мне Анатолий. – Личность Евгения очень подходит под то, что он читает. Однажды он рассказал, что записывает аудиокнигу "Двенадцать стульев" – а я как раз начал их читать!
Элида привела на Чебаткова всю семью:
– Когда я узнала, что он делает такой проект, то сразу решила: всё! Надо! Мама и сестра никогда не были в библиотеке, поэтому я заманила их насладиться заодно исторической атмосферой.
В стеклянных витринах возле сцены, на которую должен был взобраться Чебатков, лежали рукописи и рисунки Лермонтова.
– А вот здесь, смотрите, вовсе не облако, а чьё-то лицо, – показала мне на один из рисунков поэта заведующая сектором хранения и учёта фондов отдела рукописей РГБ Анна Родионова.
– Да это ж Лермонтов! – приглядевшись, поразилась я. Облако-Лермонтов, нахмурившись, смотрело на бегущих по земле всадников.
Наконец свет погас, и на сцене вспыхнула огромная лампа. Под аплодисменты вышел человек в белых кроссовках и уселся в кресло. Лампа склонилась над ним, как гигантский колокольчик, – под ней он вдруг стал совсем маленьким, как в театре иллюзий.
– Я приехал вчера из Дагестана, – сообщил залу Евгений. – И вот что интересно. Мы заранее распланировали, что мы читаем и в какие месяцы. В позапрошлые чтения я прилетел из Сан-Франциско и на следующий день читал “Господина из Сан-Франциско”. Вчера прилетел из Дагестана – и сейчас мы читаем Лермонтова. В июне будем читать Стругацких – и я прилечу из будущего!
Чебатков заглянул в книгу, пожурил того, кто положил ему закладку, пропустив предисловие Лермонтова к роману, и принялся его читать.
Надо сказать, что в исполнении знаменитого стендапера роман Лермонтова приобрёл принципиально новые черты. Добряк Максим Максимыч вдруг стал нагловатым охрипшим воякой, Печорин – лишённым последних остатков совести мажором, а Бэла – странноватой девушкой, не сумевшей поставить границы зарвавшимся мужикам. Пожалуй, только атакуемый гормональными бурями подросток Азамат и беспощадный ваххабит Казбич были озвучены известным комиком весьма близко к замыслу автора. С другой стороны, что мы знаем о мыслях Лермонтова? И почему изрядно повоевавший Максим Максимыч традиционно лишён в нашем представлении чрезмерной маскулинности? Ведь и сам Лермонтов, принимавший участие в разведоперациях в кавказских горячих точках, выражаясь современным языком, был самым настоящим спецназовцем. Все главные русские классики изрядно нюхнули пороху!
В какой-то момент всё время ставивший не там ударение в имени Казбича Евгений вдруг приостановил чтение и обратился к залу:
– КазбИч или КАзбич? Кто за КазбИч? Я один вообще? Вот, красавчик, ты со мной! О, эти азиатские имена!
Два часа со стойким Чебатковым, ловко державшим толстую книжку кончиками пальцев и ни разу не хлебнувшим воды, пролетели неожиданно незаметно.
Слушатели не спешили расходиться: часть бросилась к стеклянной витрине смотреть на рисунки Лермонтова, а часть повисла возле гримёрки в надежде запилить селфи с кумиром.
– В детстве были вообще другие впечатления, когда я читала книгу. А сейчас послушала – это же про наше время, таких людей, как Печорин, – очень много! – поделилась ощущениями девушка Вера.
Затаившийся в гримёрке мегапопулярный Чебатков поразил обозревателя Metro своей скромностью и признанием, что проводит эти чтения совершенно бесплатно.
– Задачи зарабатывать на этом нет вообще – я искренне люблю читать книги, – сообщил артист. – Мне нравится, что ты так привыкаешь к качественной литературе, что, читая что-то современное, сразу видишь разницу. Говорят, наш мозг вообще ничего не забывает – так лучше не забывать Лермонтова, чем что-то ещё. Я не думаю, что несу какую-то полезную миссию. Читать книги просто классно, вот и всё.