– Если обобщать, то, грубо говоря, у древних игр, в отличие от современных, достаточно простые правила и игромеханики. Их легко можно объяснить, и после одной обучающей партии всё становится понятно, – рассказывает Metro Евгений Егоров, сооснователь клуба исторической реконструкции Skogsmark, который регулярно проводит мастер-классы и турниры по средневековым настольным играм. – Но несмотря на простоту, в них всё равно интересно играть, особенно если противник достойный.
Хотя эксперт делает оговорку, ведь сначала нужно уточнить, о каких именно играх мы говорим как о древних и как о современных.
– Шашки, нарды или шахматы, к примеру, древние игры, которые остались популярны и сегодня. Более того, исследователи относят их к одному семейству – так называемых боевых гонок, – поясняет Евгений Егоров. – Как вид досуга игры, в том числе настольные, были с людьми, наверное, всегда. Играли практически все, от мала до велика, независимо от знатности сословия. Отличаться могло лишь качество исполнения игральной доски и фишек. Но чем дальше от древности к нашему времени, тем сильнее ощущается сословное разделение. В позднем Средневековье для знати уже считалось зазорным заниматься делами черни, например играть в кости.
Играли в настольные игры наши предки в свободное время, которого было значительно больше зимой.
– Хотя партийку-другую можно было сыграть в любое время, – продолжает наш спикер. – Я, как и весь наш клуб исторической реконструкции, занимаюсь эпохой викингов (IX–XI века), поэтому больше всего могу рассказать про старинные игры именно этого периода. Так вот, викинги играли в том числе и во время походов. Есть находки походных досок, в которых фигуры не падают при качке, или игральных досок, вырезанных прямо на лавке. Одной из самых популярных игр того времени была игра "Хнефатафл" ("Тафл").
"Хнефатафл" был известен скандинавам уже в III веке н. э. Викинги завезли его в Гренландию, Исландию, Уэльс, Британию и Киевскую Русь и забыли о нём только на рубеже X–XI веков, с распространением в Скандинавии шахмат.
– Игра неоднократно упоминалась в сагах и сказаниях. Репутация "Хнефатафла" в скандинавском обществе была сравнима с шахматной: уметь играть в него было почётно для всех сословий. Например, герой "Саги об оркнейцах", расписывая свои таланты, начинает именно с "Хнефатафла": "Могу я в "Тафл" играть, / Девять умений я знаю, / Забываю нечасто руны, / Ведаю книги и счёт, / Умею скользить я на лыжах, / Гребу и стреляю неплохо, / Из искусств мне ведомы оба: / На арфе игра и поэзии слово", – цитирует реконструктор.
Собственно, основная информация про древние игры черпается историками из археологических находок, упоминаний в сагах и изобразительных источников (гобелены, рунические камни и иллюстрации в манускриптах). Но это касается внешнего вида игральных досок и фигур, с правилами сложнее.
– Какие-то игры, как "Мельница" (древние крестики-нолики) или "Манкала" (она же "Калах", лет 40 назад достаточно популярная в СССР), дошли до наших дней, и можно предположить, что правила игры не сильно изменились на протяжении многих веков, – рассказывает Евгений Егоров. – Какие-то игры чудом удалось вернуть на свет из глубины веков, как, например, "Дальдозу". К началу XIX века в "Дальдозу" с игровым полем в виде корабля и фишками – "гребцами на ладье" уже никто не играл. Доски, которые не сгорели в каминах, ребятня растащила на кораблики. Разве что во фразеологизмах жителей острова Борнхольм (Дания) осталось понятие spilla daldōs – "заигрался в "Дальдозу", так здесь говорят про транжир. В 1876 году писатель Йенс Якобсен в романе "Фру Мария Груббе" описал, как героиня играет с мужем в "Дальдозу" (действие книги происходит в 1661 году). Биограф писателя заинтересовался фрагментом и сумел отыскать уцелевший игральный набор на маленьком хуторе в Ютландии, где Якобсен провёл детство. Потом он объявил о награде в 100 крон любому, кто обладает хоть какой-то информацией о "Дальдозе". И в итоге смог восстановить правила этой любопытной игры.
Вообще старинных игр немало, и про каждую можно говорить бесконечно. Мы с нашим экспертом выбрали несколько самых ярких.
ХНЕФАТАФЛ
Вся игра представляет собой метафорическое поле боя, где каждая фигура – это один воин. У игроков разные цели и задачи, один играет от обороны, защищая короля, который находится в центре игрового поля, другой – от нападения. Игра развивает стратегическое и тактическое мышление.
МЕЛЬНИЦА
Игра, которую в России называют "Мельница", – дальняя родственница крестиков-ноликов. В Германии её называют Mühle, в Дании – Møller, в Голландии – Molenspel, в Швеции – Qvarn, в Чехии – "Млын", в Туркмении – "Дызым" и так далее.
Происхождение "Мельницы" теряется во тьме веков. Возможно, "Мельница" была первой игрой после "Манкалы", из алгоритма которой человек сознательно исключил всякий элемент везения: в ней нет игральных костей, палочек и других генераторов случайных чисел, а только разум и расчёт. Археологи нашли сотни древних досок для игры в "Мельницу" в Египте, Греции, Италии, Исландии, в Китае, Пакистане, Индии и на Цейлоне. Древнейшие следы "Мельницы" находят уже в Трое I Шлимана (3000–2500 до н. э.). Пакистанские поля для "Мельницы" тоже не настолько новенькие, чтобы ими можно было пренебречь (2600–1800 до н. э.).
РЁФСКАК ("ЛИСА И ГУСИ")
Викинги называли её Rävskak – "Лисьи шахматы". "Лиса и гуси" – игра ещё более несимметричная, чем "Хнефатафл". "Лиса" одна, любая гвардия телохранителей отсутствует, "гусей" огромное количество, и все они толпятся на одном краю доски. Такие игры есть в любой культуре, и во всех присутствуют две неравные силы. Одна сторона обычно включает 1-2 сильные фишки, обладающие большой степенью свободы и возможностью рубить, другая состоит из множества медлительных и уязвимых фишек, но её маневренность ограничена. Родилась эта игра, скорее всего, в попытке упростить "Хнефатафл".