Изучаем, как отечественный кинематограф участвует в спорах о религии и вере

Рассказываем на примере 5 фильмов, как это происходит
Изучаем, как отечественный кинематограф участвует в спорах о религии и вере
“Наше Кино”
Кадр из фильма “Монах и бес”.

В прокат выходит комедия “Непослушник” о видеоблогере, который после пранка в церкви скрывается от полиции в монастыре и постепенно превращается из атеиста в верующего. (Интервью с режиссёром Владимиром Коттом читайте ЗДЕСЬ). 

Религия всегда интересовала кинематограф и всё чаще осмысливается режиссёрами на российском экране. Metro предлагает подборку знаковых фильмов, иллюстрирующих религиозный вопрос в нашей стране. 

"Ученик" (2016)

Старшеклассник Вениамин с чистым лицом киношного советского комсомольца и горящими глазами Торквемады (Пётр Скворцов) увлекается религией и решает нести истину в массы. Начинает он с традиций бородатых ветхозаветных проповедников: стыдит и обличает окружающих. Достаётся всем, от матери (Юлия Ауг), которая не ходит в церковь, до “бесстыжих” одноклассниц в коротких юбках. Сильнее всего Вениамин обрушивается на учительницу биологии (Виктория Исакова), чьё атеистическое мировоззрение, уроки сексуального просвещения и материалистическая концепция мира кажутся юноше источником всех грехов.

Фильм Кирилла Серебренникова, получивший в Каннах один из утешительных призов, наделал в год выпуска большого шума. Картина затрагивает вопросы, которые стали со временем лишь острее: уроки православия в школе, закон об оскорблении чувств верующих, влияние религии на общество. Как все фильмы с политическим посылом, “Ученик” – прямой, как шпала, а посыл считывается ещё на трейлере: “Религиозный фанатизм – это плохо”. Возможно, так и нужно доносить простые истины: без оттенков, обухом по голове, стыдя и обличая окружающих. С другой стороны, религиозные фанатики именно так и делают. Вот хотя бы в самом фильме.

"Монах и бес" (2016)

В российском монастыре времён Николая I появляется подозрительный монах (Тимофей Трибунцев), творящий подозрительные чудеса. Архиерей (Роман Мадянов) даже отказывается считать их чудесами, хотя монах способен голым задом выгладить постиранное бельё и поймать сома размером с кабана. Чудеса в самом деле не божественные: монаха искушает поселившийся в нём и периодически вылезающий наружу бес (Георгий Фетисов), кучерявый красавец, который хочет, чтобы потенциальный святой ему “поклонился”. 

Сценарий к философско-религиозной фантасмагории Николая Досталя (режиссёр одного из важнейших перестроечных фильмов “Облако-рай”) написал легендарный Юрий Арабов, чьи метафизические опыты не имеют себе равных на отечественном экране. Получилась абсурдистская, местами страшная, совершенно гоголевская или лесковская история, блестяще разыгранная тандемом Трибунцева и Фетисова. Некоторым православным изданиям фильм не понравился, дружба святого и беса показалась им едва ли не кощунственной. Но на фестивале православного кино “Покров” картина получила Гран-при. 

"Остров" (2006)

В крошечном советском монастыре, на оторванном от мира островке живёт монах Анатолий (Пётр Мамонов) – то ли юродивый, то ли святой. Даже собратья-монахи плохо понимают этого человека, который на вопросы отвечает цитатами из Библии невпопад, дразнит местного завхоза (Дмитрий Дюжев) и доводит до белого каления добродушного настоятеля (Виктор Сухоруков). А люди едут к Анатолию, который, по слухам, предсказывает будущее и исцеляет болезни. 

“Врач, исцели себя сам” – так и можно описать историю в фильме Павла Лунгина, остающемся важнейшим в современной российской кино-иконографии. Персонаж Петра Мамонова, который кажется тут не от мира сего, сильнее всего в его богатой творческой биографии, когда-то совершил страшный поступок, с тех пор ищет искупления. Фильм ложится на все каноны русской классической религиозной философии. А именно – как говорили в фильме “Формула любви”: “Вот папенька говорит, что страданиями душа совершенствуется”. Ответ был: “Да пропади он пропадом, ваш папенька”. Но русская религиозная философия, конечно, не согласится. 

"Язычники" (2017)

В несчастной до умопомрачения семье всё так плохо, что поначалу кажется карикатурным. Отец (Валентин Самохин) – безработный музыкант с бесцветным взглядом. Мать (Елена Нестерова) – риелторша, изнемогающая от собственного яда. Дочку (Виталия Еньшина) выгнали из института. В обшарпанной квартире идёт вечный ремонт, который (не) делает соседский алкаш (Дмитрий Уросов). В рассадник бытового кошмара после десяти лет богомолья приезжает благостная бабушка (Татьяна Владимирова, завораживающая в этой страшной роли), видит, как всем плохо, и начинает с порога делать религиозные припарки. От любой напасти, считает она, спасёт крещение, хождение в церковь, соблюдение обрядов, молитва и пост. 

Самое сбивающее с толку в фильме – бабушкины средства поначалу помогают. То одно вдруг наладится в быту, то другое. Сосед-алкоголик бросает пить. Жена уже носит крестик, муж задумывается. Только дочь, переживающая личную трагедию, расширенными от ужаса глазами наблюдает за близкими, попавшими под бабушкин гипноз. Эта невыносимо тяжёлая и местами гениальная драма поставлена по пьесе Анны Яблонской – молодой одесской писательницы, которая приехала в Москву на вручение приза от журнала “Искусство кино” и в тот же день погибла в теракте в аэропорту Домодедово. На фильм из-за этого ложится трагический отблеск, хотя трагедии там и без того хватает: очень страшно, когда люди пытаются заменить смысл жизни и любовь друг к другу ритуальными плясками и шаманским камланием. 

"Вечная жизнь Александра Христофорова" (2018)

Безалаберный курортный аниматор Христофоров (Алексей Гуськов) из-за потери былой формы понижен в парке аттракционов с гладиатора до исполняющего обязанности Христа. А ещё знакомый врач (Тимофей Трибунцев, крадущий все сцены, где появляется) оглашает его смертельный диагноз. Надежды никакой, но пожилой безымянный коллега, называемый просто “отец” (великий и прекрасный Станислав Любшин), дарит Христофорову некую чудодейственную водицу. 

Жанр религиозной комедии не просто не свойствен, а противоположен российскому кинематографу, где всё либо серьёзно до сведения зубов и мрачно до нервного срыва, либо шутят ниже пояса. У нас не было своей “Догмы”, “Жития Брайана” и “Жены епископа”.То есть тех ироничных фильмов, где высмеивают религию, клерикализм и догматизм, но никогда не смеются над возможностью чуда. “Христофоров” – ближайший по смыслу эксперимент по пересадке западного жанра на нашу почву. Это лёгкое, очень доброе и оптимистичное кино, напоминающее о радостной стороне христианства, вместо которой в отечественной культуре – слепое пятно.