Сериал рассказывает про молодую княгиню Софью, которая не верит в гибель любимого супруга на фронтах Русско-турецкой войны 1877–1878 годов. Она проходит ускоренные курсы медсестёр и отправляется на поиски мужа.
– Задача стояла повторить эпоху, – рассказывает Metro художник-постановщик Владлен Семченков. – Я изучал документальные материалы того времени, обращался к творчеству Василия Верещагина, который написал много картин именно с этой войны. По мотивам его картин строили декорации, палаточные военные лагеря. Вдохновлялся я и фильмом "Юлия Вревская" (1977), основанном на реальной истории овдовевшей баронессы, петербургской красавицы, которая в ту же Русско-турецкую войну на свои деньги организовала добровольческий санитарный отряд и стала сестрой милосердия на фронте. Вревская в итоге умерла от тифа, в "Княжне милосердия" более счастливый финал, но в нашем сериале также воспевается мужество русских женщин. Их тяжёлую жизнь и быт на войне нужно было передать в деталях.
Чтобы снять историю о самопожертвовании и любви, побеждающей смерть, съёмочная группа побывала в разных живописных местах.
– В Кисловодске мы снимали на северном склоне Кавказского хребта, строили русский солдатский полевой лагерь, госпиталь. Палатки мы шили в Москве по историческим чертежам, привозили их в Кисловодск и на месте монтировали, делая каркас из бруса, – рассказывает художник-постановщик. – Там же мы выстраивали лагерь турецких пленных, строили каменные заборы, ворота и ограждения. Был у нас турецкий полевой лагерь, где мы сделали турецкую штабную палатку, которая кардинально отличалась. Мы пытались подобрать что-то похожее на турецкие ткани, купили красный бархат, переживали, что будет чересчур, но в итоге очень красиво вышло.
По словам Владлена Семченкова, съёмки в Приэльбрусье не обошлись без сюрпризов:
– Мы отстроили всё в лучшем виде с прекрасной погодой: солнце, трава, горы. В самую первую смену приехали на площадку, а там сугробы сантиметров 20. Мы знали, что, когда в Кисловодске идёт дождь, в горах выпадает снег. Так у нас и получилось, накануне в городе два дня шли дожди, и, разумеется, в горах выпал снег, но у нас всё равно был шок, когда увидели столько снега.
Непредвиденные ситуации продолжились и на съёмках в Стамбуле.
– В Турции мы снимали на студии Tims, где работали над сериалом "Великолепный век", – продолжает собеседник. – Одна выбранная нами локация, где планировали устроить русскую миссию, сгорела за три дня до съёмок. Нам пришлось брать другое помещение в этом же построенном турками киногородке и дикими темпами менять всё под наши задачи. Наполнили своей мебелью и портретами, естественно, было там и изображение Александра II. Отсняли русское посольство в Турции, а дальше переехали в историческую деревню Адатепе, где турки построили по нашим чертежам и эскизам локацию: хлев, навесы, ворота, заборы – все это из камня. Адатепе, законсервированная во времени деревушка, где испокон веков занимаются производством оливкового масла. Очень фактурное место. Входит в состав заповедных деревень, где без разрешения властей нельзя, грубо говоря, гвоздь забить. Если кто-то что-то перестраивает или строит новое, то должен утверждать проект, использовать только определённый камень для строительства и так далее.
История про 19-й век не могла обойтись и без исторических мест. В Санкт-Петербурге съёмочная группа успела поработать и в Мраморном дворце, и в усадьбе в Елизаветино, в музее Некрасова, Петропавловской крепости и Всероссийском обществе глухих на Галерной улице.
– В музеях снимать сложно. Любую мебель, которую хоть как-то касаются актёры, нужно привозить с собой. Мы привозили столы, стулья, кровати и так далее. Нельзя там зажигать свечи, поэтому использовали бутафорские электронные. Музей-квартира Некрасова очень хороша и по фактуре, и по эпохе, и по цвету. Просто создана для съёмок исторических фильмов и Петропавловская крепость. Современные детали мы закрывали, насыщали какими-то деталями – и готово. В Мраморном дворце мы снимали только фасад, у нас там был вход в Военный суд. Сделали это название из фанеры и прикрепили буквы на двусторонний скотч к историческому мрамору, за что нас, конечно, поругали. Уверяем, мрамор при съёмках не пострадал!