Последнее путешествие
Как пишет в своём блоге исследователь Грэхам Сил, в конце 1865 года барк (большое парусное судно) "Генерал Грант" отправился из США в Австралию. Некоторое время плавание ничем не омрачалось, пока во время шторма пассажир Уильям Сангвли не свалился за борт. Суеверные моряки сочли это дурным знаком. Но барк доплыл до пункта назначения, откуда должен был повернуть в Лондон.
На судне было достаточно места, чтобы взять в столицу Великобритании что-нибудь ещё. Капитан барка согласился перевезти часть груза, который предназначался пароходу "Лондон" (он затонул в Бискайском заливе). Моряки вновь увидели дурное предзнаменование – считалось, что если кто-то берёт груз, предназначенный для затонувшего судна, то его корабль постигнет та же участь. Ещё с барка почему-то удрали все крысы.
Несмотря на всё это, "Генерал Грант" отбыл из австралийского порта в Лондон 4 мая 1866 года. На борту было 83 человека. Трюм был наполнен шкурами и шерстью, а ещё – 113 килограммами золота.
Пять дней был штиль, но затем поднялся ветер, снёсший барк к новозеландскому острову Окленд. Навигации мешал густой туман. Как ни старались капитан и его помощники выровнять курс, 14 мая произошла катастрофа – барк напоролся на скалистые берега Окленда.
Вот что рассказывал об этом один из девяти выживших, член экипажа Джозеф Джуэлл: "Думаю, такой ужасной ночи люди никогда не испытывали. Мы провели в морской пещере семь часов. Была такая темень, что не видели ладоней перед глазами. С верха пещеры на нас падали камни. Так мы и торчали там до рассвета".
На борту оставалось много детей, и женщины делали всё, чтобы их спасти. Некоторые отказались покидать тонувшее судно. Выжившие также рассказывали, что мужчины цеплялись за золото, готовые расстаться с жизнью ради попыток добраться до него. Только когда вода хлынула на верхнюю палубу, они прекратили попытки.
Постепенно барк подтоплялся. К утру обрушилась бизань-мачта и судно затонуло – вместе с большинством пассажиров. Капитан также остался на "Генерале Гранте", как ему и положено.
Выживание
В море остались две лодки с 15 счастливчиками, у которых, впрочем, почти не было ни воды, ни съестных припасов. Выживших прибило к острову Разочарования, где их единственной пищей стали альбатросы и моллюски. Были предприняты попытки что-то делать, так, несколько человек отплыли на одной из двух лодок в поисках материка, но успехом эта авантюра не увенчалась. Другие перебрались на соседний участок суши и там научились ловить и убивать водившихся там диких свиней и коз. В отчаянии они разжигали сигнальные огни, привязывали записочки с мольбой о спасении к капским курам, засовывали послания в тюленьи пузыри и пускали их по воде.
Один из выживших рассказывал: "Мы сильно страдали от цинги. Когда закрывали рот, наши зубы выступали наружу, прижимаясь друг к другу. Плоть распухала. Слышали, что лучшее лекарство – закопать человека в землю по шею. Мы это делали, но без результата. Ощущали слабость, испытывали уныние. Единственным лекарством стали тяжёлые физические упражнения". Случались и трагедии: у порезавшегося о медь Дэвида Макклелланда началось заражение. Он умер.
Спустя полтора года после кораблекрушения возле острова появилось судно. Выжившие бросились в единственную лодку, что у них оставалась, и направились к бригу (двухмачтовому судну) "Амхерст". Их приняли на борт. "Ни один персидский монарх не наслаждался так угощением, как мы, когда нам подавали табак и чай", – вспоминали спасённые.
В январе 1868 года, по истечении двух месяцев плавания на борту "Амхерста", девять выживших наконец высадились в Инверкаргилле (Новая Зеландия).
Кладоискатели
Среди выживших был один из владельцев утонувшего золота, Джозеф Джуэлл. Он стал начальником станции на Викторианских железных дорогах. Вряд ли он мог предположить, что во время его жизни, а также после смерти будет вестись отчаянная охота за богатством, оставшимся в трюме "Генерала Гранта".
Всего было совершено 30 экспедиций – и это только официально известные.
Уже через два месяца после спасения выживших на поиски сокровища отправилась экспедиция вместе с одним из бывших пассажиров, Джеймсом Тиром. Поднялись большие волны, найти затонувшее судно не удалось.
Затем другой выживший, Дэвид Эшворт, предпринял свою попытку, закончившуюся совсем скверно: он утонул. Другие экспедиции к успеху тоже не приводили.
Иногда потерпевшие кораблекрушение в тех же местах находили пушечные ядра или монеты – предположительно, с "Генерала Гранта". Но сам барк, как и килограммы золота на нём, так и не были найдены.
Самый упёртый
Но одним из тех, кто до сих пор ищет те "проклятые" сокровища, является житель Новой Зеландии Билл Дей. Ему отчаянно хочется завладеть золотом с 1986 года. В течение 36 лет он предпринял уже четыре попытки найти затонувший парусник.
Теперь он снаряжает пятую, последнюю экспедицию. "Четыре раза у меня ничего не получилось – как и у тех, кто искал до меня. Но мне всё ещё хочется решить эту загадку", – рассказал Дей новозеландскому изданию Stuff.
Он и ещё 7 членов экипажа и дайверов должны преодолеть 460 километров, чтобы добраться до пункта назначения.
Конечно, Дей, как и любой нормальный кладоискатель, провёл большую предварительную работу, досконально изучив места поиска. Он проштудировал все навигационные записи других участников экспедиций.
Сейчас у него есть новая версия, где могут находиться обломки судна. В своей пятой экспедиции он использует импульсный магнитометр, способный искать различные металлы.
Дей утверждает, что, даже если барк будет найден, сразу поднимать с него золото он не станет. Вместо этого новозеландец вернётся домой и обратится в соответствующий департамент, чтобы подключить к работам официальных представителей.
"Признаюсь, я на самом деле стал одержим всем этим", – говорит Дей журналистам. И ему действительно веришь!