В этом году исполнилось 35 лет со дня принятия Монреальского протокола – успешного природоохранного соглашения. Протокол устранил одну из величайших угроз для человечества – разрушение озонового слоя.
В 1973 году учёные стали изучать хлорфторуглероды (ХФУ) – химические вещества, которые долгое время накапливались в атмосфере. Ранее они считались безвредными для окружающей среды, но исследователи выяснили, что это не так. Под воздействием ультрафиолетовых лучей, исходящих от солнца, ХФУ, как оказалось, разлагаются, выделяя хлор и вызывая химическую реакцию, которая разрушает озон.
Чем страшны дыры в озоновом слое? Одно из самых страшных последствий для человека – развитие рака, который могут спровоцировать прямые солнечные лучи, проникающие на Землю через дыры в озоновом слое. Туда же можно добавить солнечные ожоги, катаракту и слепоту. Кроме того, ослабление озонового слоя усиливает поток ультрафиолетовой солнечной радиации, проникающей и в океан. Это ведёт к увеличению смертности среди морских животных.
Истощение озонового слоя побудило международное сообщество создать механизм сотрудничества для принятия мер по его защите. Поэтому в сентябре 1987 года был разработан Монреальский протокол по веществам, разрушающим озоновый слой.
Протокол начал давать замечательные результаты с первых лет своего внедрения. В 1988 году общий объём выбросов веществ, разрушающих озоновый слой, достиг своего самого высокого показателя – 1,46 миллиона тонн. К следующему году общий объём выбросов сократился до 1,41 миллиона тонн. А к 2000 году их было уже 260 тысяч.
По оценкам экспертов, к 2030 году озоновый слой восстановится в средних широтах, затем в Южном полушарии в 2050-х годах и в полярных регионах к 2060-му.
– Поэтому Монреальский протокол действительно считается одним из самых успешных многосторонних природоохранных соглашений, – сказал Metro Марко Пинзон, координатор Монреальского протокола для стран Латинской Америки. – И именно поэтому огромное число стран ратифицировало его.
К слову, СССР подписал протокол в 1988 году.
2 вопроса о протоколе
Марко Пинзон, координатор Монреальского протокола в Латинской Америке
Монреальский протокол кто-то называет провалом, а кто-то успехом. Кому верить?
– Надо полагаться на цифры. Было подсчитано, что Монреальский протокол к 2030 году спасёт примерно два миллиона человек от рака кожи. Также, по данным учёных, озоновый слой постепенно восстанавливается, несмотря на то что каждый год весной в Австралии ещё несколько лет будет появляться так называемая дыра. Тем не менее к 2060 году концентрация ХФУ достигнет уровня 1980-х годов, если все страны выполнят свои обязательства.
Что будет с протоколом дальше?
– Работа, конечно, ещё не завершена. Время от времени к договору добавляются правки. К примеру, в 2016 году заинтересованные стороны согласились с поправкой Кигали. Она вступила в силу с 1 января 2019 года и призвана смягчить изменение климата путём поэтапного сокращения производства теперь уже гидрофторуглеродов – группы сверхпарниковых газов. Ожидается, что эта поправка позволит предотвратить выброс до 105 млн тонн парниковых газов к 2100 году.