Индира Ганди не знала, что её подарок Леониду Брежневу немного обгорел

В Реставрационном центре имени Грабаря на выставке "Цвет сквозь эпохи" показывают деревянную разноцветную скульптуру
Индира Ганди не знала, что её подарок Леониду Брежневу немного обгорел
Реставрационный центр имени Грабаря
Фрагмент экспозиции "Цвет сквозь эпохи".

Реставраторы проводят выставки очень редко: работы слишком много, рук на всё, что привозят сюда со всех музеев страны, не хватает, так что обычно не до экспозиций. Поэтому выставки тут – всегда праздник с конфетами и шампанским. Сегодня гостям Реставрационного центра имени Грабаря показывают деревянную полихромную (то есть разноцветную) скульптуру – от Древнего Египта и Индии до России XIX века. 

– Мы даже сами удивились, когда вошли в зал, как много мы, оказывается, сделали, – шутит Людмила Синицына, художник-реставратор полихромной деревянной скульптуры высшей категории. – Конечно, всего гораздо больше, потому что о многом сделанном мы уже позабыли, – в том числе о том, как это красиво.

Цифра
40
экспонатов из 10 федеральных и региональных музеев показывают на выставке "Цвет сквозь эпохи".

Со стен выставочного зала мастерских навстречу посетителям протягивают руки деревянные разноцветные ангелы – они робко улыбаются, будто просят извинить их потёртость и сломанные пальцы. 

– Вот у этого ангела рука была отломана, а у этого мы на реставрационном совете приняли решение восстановить грунт на крыльях и рисунок резьбы перьев, – рассказывает Metro художник-реставратор Екатерина Куликова.

Цветная деревянная скульптура – одно из старейших направлений работы мастерских Грабаря. Здесь важно не просто сохранить дерево, а пронести, что называется, цвет сквозь эпохи – выставку так и назвали. 

Из всех типов красочного слоя сложнее всего работать с золотом: под разными типами освещения оно бликует по-разному, и нужно так подобрать тонировку, чтобы она одинаково естественно смотрелась в любых условиях. Тонируя старое золото, очень важно не сделать его похожим на новое, поэтому часто металлический блеск старой позолоты имитируют при помощи обыкновенной акварели. 

Один из русских деревянных ангелов XIX века из Переславль-Залесского музея-заповедника.
Реставрационный центр имени Грабаря
Один из русских деревянных ангелов XIX века из Переславль-Залесского музея-заповедника.

Раньше русские церкви были полны таких деревянных ангелов: часть из них погибла в огне революций и войн ХХ века, а сохранившиеся "разлетелись" по разным музеям. Дмитровский, Переславль-Залесский, Троице-Сергиева Лавра, Государственный исторический музей – это небольшой перечень тех, с кем работают в Центре имени Грабаря. Делали ангелов, как правило, из липы – с одной стороны, мягкой и удобной для резьбы, с другой, — быстро разрушающейся. 

– На долговечность влияет не столько вид древесины и его свойства, сколько условия хранения, – развеивает мои представления Екатерина Куликова. – Если хранить деревянную скульптуру в сыром чулане, то любое, самое прочное, дерево долго не проживёт. 

После таких вводных с двойным изумлением рассматриваешь кусочек чехла и саркофага египетской мумии и статуэтку Птах-Сокар-Осириса, которые пролежали в земле больше двух тысяч лет. 

– Если честно, мы и сами не понимаем, как это сохранилось, – разводит руками Людмила Синицына. – Было очень страшно – вдруг поменяется цвет или ещё что-то произойдёт от наших препаратов, но всё обошлось. Очень сложно было удалять только загрязнения, потому что египетская живопись очень водорастворимая. 

Статуэтка Птах-Сокар-Осирис. Древний Египет. Поздний – Птолемеевский периоды (VII–I вв. до н. э.). ГМИИ имени А.С. Пушкина.
Реставрационный центр имени Грабаря
Статуэтка Птах-Сокар-Осирис. Древний Египет. Поздний – Птолемеевский периоды (VII–I вв. до н. э.). ГМИИ имени А.С. Пушкина.

В принципе, на непросвещённый в технике реставрации взгляд, на вид египетский бог Птах не старше русских ангелов XIX века, хотя о его поновлении никакой речи не шло – это табу в реставрационном деле. 

– Вообще, мы не любим слово "реставрация", мы сторонники слова "консервация", – поясняет Людмила Синицына. – "Реставрация" провоцирует представление о больших вторжениях в предмет. "Консервация" больше отражает наши задачи: сохранить вещь в дошедшем до нас виде, минимально на неё повлияв. 

Реставраторы стараются выявить первоначальный облик предмета, но иногда оставляют более поздние наслоения, или записи, как их называют на профессиональном жаргоне. Например, с блюда, на котором лежит деревянная голова Иоанна Предтечи из Дмитровского музея-заповедника, убрали нарисованные пятна крови как более поздние и грубые, а вот рисунок глаз не стали трогать.

– Посмотрите, насколько тонкая работа – каждая ресничка выписана, – показывает Людмила Синицына. – Такую качественную запись мы решили не трогать.

Стела с рельефным изображением мохини. Индия, штат Керала, XVIII век. ГМИИ им. А. С. Пушкина.
Реставрационный центр имени Грабаря
Стела с рельефным изображением мохини. Индия, штат Керала, XVIII век. ГМИИ им. А. С. Пушкина.

Интересная история вскрылась после очистки деревянной мохини – одной из древнеиндийских чаровниц, охраняющих вход в индуистские храмы. В 1968 году её, согласно легенде, подарила Леониду Ильичу Брежневу премьер-министр Индии Индира Ганди. Статуэтка была покрыта чёрной краской, и когда реставраторы её расчистили, оказалось, что часть фигуры обгорела – кто-то захотел скрыть этот недостаток и затонировал её полностью. Подарившая статую генеральному секретарю ЦК КПСС Индира Ганди об этом, конечно, не подозревала.

– Поначалу мы думали, что это принцесса Драупади из "Махабхараты": когда я раскрыла её волосы и увидела, что они тёмно-синие, то обрадовалась – точно, это она! Ведь в эпосе сказано, что у самой красивой женщины Индии синие волосы и огненные глаза, – рассказывает Людмила Синицына. – Но потом наши исследователи выяснили, что это мохини – женское воплощение бога Вишну.

Фрагмент экспозиции "Цвет сквозь эпохи".
Реставрационный центр имени Грабаря
Фрагмент экспозиции "Цвет сквозь эпохи".
Реставрационный центр имени Грабаря
Фрагмент экспозиции "Цвет сквозь эпохи".
Реставрационный центр имени Грабаря
Фрагмент экспозиции "Цвет сквозь эпохи".
Реставрационный центр имени Грабаря
Фрагмент экспозиции "Цвет сквозь эпохи".
Реставрационный центр имени Грабаря
Фрагмент экспозиции "Цвет сквозь эпохи".
Реставрационный центр имени Грабаря
Фрагмент экспозиции "Цвет сквозь эпохи".
Реставрационный центр имени Грабаря
Фрагмент экспозиции "Цвет сквозь эпохи".
Реставрационный центр имени Грабаря
Фрагмент экспозиции "Цвет сквозь эпохи".
Реставрационный центр имени Грабаря
Фрагмент экспозиции "Цвет сквозь эпохи".
Реставрационный центр имени Грабаря
Фрагмент экспозиции "Цвет сквозь эпохи".
Реставрационный центр имени Грабаря
Фрагмент экспозиции "Цвет сквозь эпохи".
Реставрационный центр имени Грабаря
Фрагмент экспозиции "Цвет сквозь эпохи".
Реставрационный центр имени Грабаря
Фрагмент экспозиции "Цвет сквозь эпохи".
Реставрационный центр имени Грабаря
Фрагмент экспозиции "Цвет сквозь эпохи".
Реставрационный центр имени Грабаря
Фрагмент экспозиции "Цвет сквозь эпохи".
Реставрационный центр имени Грабаря
Фрагмент экспозиции "Цвет сквозь эпохи".
Реставрационный центр имени Грабаря
Фрагмент экспозиции "Цвет сквозь эпохи".
Реставрационный центр имени Грабаря
Фрагмент экспозиции "Цвет сквозь эпохи".
Реставрационный центр имени Грабаря
Фрагмент экспозиции "Цвет сквозь эпохи".1/19