Импортозамещение в туризме: что такое избинг и почему побеждает мальдивинг

Наш репортёр провела неделю в деревенской избе с настоящей печкой и банькой по-чёрному. И только после возвращения домой она узнала, что такой отдых называется избингом (от слова "изба") и это тренд, который набирает обороты
Импортозамещение в туризме: что такое избинг и почему побеждает мальдивинг
Юлия Щедрова
Наш репортёр Юлия Щедрова впервые в жизни спала на печи.

Что такое избинг и кто им увлекается

Избинг по-другому можно назвать турами в глубинку. Они так быстро набирают популярность, что уже сейчас найти свободную избу на Новый год ничуть не проще, чем путёвку на Мальдивы. На отдых в деревни едет и молодёжь, для которой полежать на печке или на сеновале в новинку, и люди постарше, которые хотят вспомнить счастливое время в деревне у бабушки, и топ-менеджеры, объездившие весь мир – теперь хотят найти место без связи и Интернета, где можно просто выдохнуть и побыть наедине с собой и природой. 

В идеальном избинге не предусмотрены отели или гостевые дома, поэтому туристы живут в настоящих избах.
Юлия Щедрова
В идеальном избинге не предусмотрены отели или гостевые дома, поэтому туристы живут в настоящих избах.

Туристический быт

В идеальном избинге не предусмотрены отели или гостевые дома, поэтому туристы живут в настоящих избах. Мы с подругами поселились в деревне Лаврово Ленинградской области в 100-летней избе. Я спала на скрипучей кровати, на которой у бывшей хозяйки дома семь раз принимали роды. Меня это несколько напрягло, но выбора не было. 

На этой кровати у хозяйки дома 7 раз принимали роды, и эта же кровать досталась нашему репортёру.
Юлия Щедрова
На этой кровати у хозяйки дома 7 раз принимали роды, и эта же кровать досталась нашему репортёру.

Душа в доме, естественно, нет, зато рядом была банька по-чёрному, которую местные жители нам топили каждый вечер. И к концу недели я приноровилась в ней мыться, почти не испачкавшись сажей. Волосы после такой баньки пахли дымом, но я к этому быстро привыкла, чего не скажешь об окружающих. С этим запахом в волосах я ехала в поезде домой, и моим попутчикам это, судя по всему, не очень понравилось. 

Этой баньке по-чёрному больше 80 лет, мы с удовольствием мылись здесь в тазиках и хлестали друг друга вениками.
Этой баньке по-чёрному больше 80 лет, мы с удовольствием мылись здесь в тазиках и хлестали друг друга вениками.

В последний день отдыха мы с девочками устроили фотосессию в бане и выставили свои фото в тазиках в соцсетях, удивив гламурных подписчиков. Однако именно красивые фото из деревни сейчас заполонили соцсети и считаются трендом, а фотографии "а-ля Мальдивы" уже не так котируются: приелись. 

Многие едут на избинг ради таких фотографий.
Юлия Щедрова
Многие едут на избинг ради таких фотографий.

Изучение вепсской культуры

Не все избинг-туры предполагают культурную программу, но целью именно нашей поездки было изучить вепсскую культуру. Вепсы – это малая народность, которая проживает в Латвии, Эстонии, Белоруссии, на Украине и в России – в основном в Ленинградской, Вологодской областях и в Карелии. Раньше их было больше 30 тыс. человек, а сейчас осталось около 4 тысяч. И организаторы тура мечтают возродить эту народность, чтобы молодёжь возвращалась в родные деревни и оставалась там. 

Местные кормили нас как на убой, но мы и не сопротивлялись – где ещё поешь настоящую еду из печи!
Юлия Щедрова
Местные кормили нас как на убой, но мы и не сопротивлялись – где ещё поешь настоящую еду из печи!

Старшее поколение чтит свою культуру, бабушки обучают внуков вепсскому языку, который был запрещён в советские времена, проводят во время праздников и значимых событий традиционные обряды. В некоторых богом забытых деревнях есть такие шикарные музеи и такие энтузиасты, которые эти музеи создавали своими руками, что диву даёшься! 

В этом деревенском музее я узнала, в каком случае невеста выносит жениху ложку, а в каком – мутовку во время сватовства.
Юлия Щедрова
В этом деревенском музее я узнала, в каком случае невеста выносит жениху ложку, а в каком – мутовку во время сватовства.

В одном из музеев я узнала, что свататься у вепсов принято после 12 ночи, чтобы никто посторонний не узнал, если жених получит отказ. Если невеста согласна выйти замуж, она выносит жениху ложку (ложка соприкасается с готовой пищей, и это означает, что невеста готова к замужеству). Если же невеста не согласна выйти замуж, то она выносит жениху мутовку, которая обычно соприкасается с сырыми продуктами. 

В другом музее нас научили делать куколку-плакальщицу своими руками. "Если захотите пожаловаться на жизнь – доставайте куколку и жалуйтесь ей, она вас выслушает и не осудит", – сказала нам мудрая сотрудница музея. 

Куколки-плакальщицы участниц нашей группы – такие же разные, как и мы сами.
Юлия Щедрова
Куколки-плакальщицы участниц нашей группы – такие же разные, как и мы сами.

В Вепсском культурном центре мы научились танцевать кадриль, которую потом танцевали по утрам на туманных полях возле стогов сена. 

Танцуем кадриль на туманном поле на рассвете.
Юлия Щедрова
Танцуем кадриль на туманном поле на рассвете.

А по вечерам мы читали вслух вепсские сказки. Должна признаться, что эти сказки не для детских ушей – там такое количество оторванных конечностей и убитых людей, что даже взрослым страшно. "Написание и чтение таких сказок для вепсов было своеобразной психотерапией, возможностью прожить свои страхи, наблюдения и фантазии через творчество", – говорит Илья Желтяков, который снимает фильмы о вепсах и проводит туры в разведанные им во время съёмок красивейшие места. 

Организатор туров Илья Желтяков читает нам перед сном страшные вепсские сказки.
Юлия Щедрова
Организатор туров Илья Желтяков читает нам перед сном страшные вепсские сказки.

Во что верят вепсы 

Вепсы – это первый финно-угорский народ, который принял христианство – это произошло ещё в 11 веке! Но приняли они его своеобразно – как синтез язычества и православия. И до сих пор ничего не изменилось. Все храмы построены возле святых мест, где растут очень странные перекрученные деревья и куда вепсы приходят просить у духов природы поддержки и участия. 

Этот полузаброшенный храм Николая Чудотворца стоит возле перекрученных деревьев, куда носят подношения духам местные.
Юлия Щедрова
Этот полузаброшенный храм Николая Чудотворца стоит возле перекрученных деревьев, куда носят подношения духам местные.

Любопытно, что внутри некоторых храмов, кроме икон и свечей, лежат подношения духам – еда, одежда. "Что-то мне не по себе внутри этих церквей, как будто здесь совершаются какие-то языческие обряды", – сказала одна из участниц. И это более чем возможно. 

Даже внутри храма иконы соседствуют с одеждой, которая представляет собой жертвоприношение духам от местных жителей.
Юлия Щедрова
Даже внутри храма иконы соседствуют с одеждой, которая представляет собой жертвоприношение духам от местных жителей.

Жизнь в деревне без прикрас 

В свободное от посещения музеев время мы ходили к местным жителям в гости, чтобы поесть и пообщаться. Бабушка Наташа встала в 5 утра, чтобы в печи приготовить для нас калитки – национальные вепсские пирожки с ячменём, творогом и картошкой. 

Калитки бывают круглые, треугольные, квадратные, в виде лодочки – по форме калитки можно узнать, из какой человек деревни. Бабушка приготовила нам круглые калитки не только потому, что так принято в её деревне, но и потому, что "у вепсов голова круглая, и глаза тоже круглые". 

– В деревне жить очень тяжело, – рассказывает нам бабушка Наташа. – Встал в 4 утра, и до 07:30 справляешь хозяйство и вывозишь навоз. Быстро молоко выцедил, и надо бежать на работу. Приходишь в 6 вечера с работы, и пока хозяйство всё справишь, уже десятый час. Не успеешь ужин сделать для семьи, не успеешь лечь – надо в 4 утра опять встать. И такой круговорот, что некогда на природу смотреть. Когда мама выходила на пенсию, я ей завидовала, думала, она наконец-то сможет отдохнуть. А когда сама вышла в 55 лет на пенсию, то не могла руки поднять, даже стакан не могла в руках держать, до того переработала! На пенсии уже нет ни здоровья, ни крепкого сна. А когда работала, некогда было болеть – летом до 12 ночи на сенокосе, а потом хозяйство справляешь. 

Калитки из печи, которыми нас накормила до отвала бабушка Наташа.
Юлия Щедрова
Калитки из печи, которыми нас накормила до отвала бабушка Наташа.

Наташа рассказала, что они с мужем, свёкром и свекровью держали 20 овец, 2 коровы, 2 телёнка, 2 поросёнка. В речках было так много форели и лосося, что красную икру вёдрами добывали и не могли съесть, приходилось ею скотину кормить. 

– Было столько здоровья положено на этот двор! Не дай Бог никому! – делится Наташа. – Раньше у нас был совхоз, в котором было 600 голов скота, и в частных владениях ещё 150 голов. С 2000 года совхоз числился банкротом, так как молоко некуда было сбывать, налоги не платил, отчислений в пенсионный фонд не было, и теперь у нас всех очень маленькие пенсии. В 2014 году совхоз закрыли, молодые семьи отсюда уехали, и теперь никто не держит ни коров, ни овец. Когда был совхоз, была мелиорация и сколько полей было! А теперь всё заросло лесами. Берега мы раньше косили, а сейчас водоросли гниют и к речке не подойти. 

По этому подвесному мосту мы ходили к бабе Наташе, чтобы поесть её калитки из печи.
Юлия Щедрова
По этому подвесному мосту мы ходили к бабе Наташе, чтобы поесть её калитки из печи.

Также Наташа рассказала, что у неё недавно был инфаркт и её с трудом спасли. До ближайшей поликлиники ехать 150 км – это минимум 2 часа. Слава богу, у соседей была машина, они и поехали с Наташей навстречу скорой. Всё обошлось. 

– Вы придёте в гости и настроение мне поднимете, всю неделю буду о вас вспоминать, – улыбается Наташа. – Ко мне приезжали гости из Канады, Италии, Бельгии и даже из Африки. Девочка из Китая ни бум-бум по-русски, а калитки за обе щёки уплетает! Парень из Италии 4 раза ко мне приезжал, выучил вепсский язык, просил с ним только по-вепсски разговаривать. Интересно, что иностранцы быстрее учат вепсский язык, он им легче даётся – моментально схватывают. 

Самогон вместо пирогов 

Не ко всем местным жителям оказалось так просто попасть, как к бабе Наташе. Баба Анюта живёт на той стороне реки, куда можно переплыть только на пароме. Как на зло, на речке начался шторм и мы не смогли попасть к ней на "пироги для зятя" – национальное блюдо, которое делается на скорую руку и очень вкусное. Но мы не растерялись и пошли в гости по "тропе чудес" к дяде Вите, который нас не ждал. 

А по этой "тропе чудес", как её назвали местные, мы ходили из одной деревни в другую 2 раза в день. Слава богу, не заблудились, а то местные жители рассказывали всякое.
Юлия Щедрова
А по этой "тропе чудес", как её назвали местные, мы ходили из одной деревни в другую 2 раза в день. Слава богу, не заблудились, а то местные жители рассказывали всякое.

Он принял нас очень радушно, развёл костёр, чтобы мы прогрелись и высушились после дождя, а потом – гитару и исполнил нам все туристические песни, какие только вспомнил. 

Дядя Витя живёт на берегу речки с персональным спуском к пляжу, увлекается рыбалкой и туризмом, воспитывает внука. Он как раз из тех вепсов, которые вернулись из Санкт-Петербурга в родную деревню и ничуть не жалеют. 

Дядя Витя согрел нам и тело, и душу.
Юлия Щедрова
Дядя Витя согрел нам и тело, и душу.

Перед отъездом мы сделали несколько фотографий возле стогов сена. 

Ну и, конечно, мы пофотографировали друг друга возле стогов сена в национальных вепсских рубахах.
Юлия Щедрова
Ну и, конечно, мы пофотографировали друг друга возле стогов сена в национальных вепсских рубахах.

Честно признаюсь, уезжать из вепсской деревни совсем не хотелось, тем более что местные жители провожали нас как родных – собрали калиток с разными начинками в дорогу. Дома я такие калитки, конечно, не приготовлю, потому что у меня нет печи. А вот яичницу по-вепсски с кабачками или баклажанами теперь делаю каждое утро.