Что такое избинг и кто им увлекается
Избинг по-другому можно назвать турами в глубинку. Они так быстро набирают популярность, что уже сейчас найти свободную избу на Новый год ничуть не проще, чем путёвку на Мальдивы. На отдых в деревни едет и молодёжь, для которой полежать на печке или на сеновале в новинку, и люди постарше, которые хотят вспомнить счастливое время в деревне у бабушки, и топ-менеджеры, объездившие весь мир – теперь хотят найти место без связи и Интернета, где можно просто выдохнуть и побыть наедине с собой и природой.
Туристический быт
В идеальном избинге не предусмотрены отели или гостевые дома, поэтому туристы живут в настоящих избах. Мы с подругами поселились в деревне Лаврово Ленинградской области в 100-летней избе. Я спала на скрипучей кровати, на которой у бывшей хозяйки дома семь раз принимали роды. Меня это несколько напрягло, но выбора не было.
Душа в доме, естественно, нет, зато рядом была банька по-чёрному, которую местные жители нам топили каждый вечер. И к концу недели я приноровилась в ней мыться, почти не испачкавшись сажей. Волосы после такой баньки пахли дымом, но я к этому быстро привыкла, чего не скажешь об окружающих. С этим запахом в волосах я ехала в поезде домой, и моим попутчикам это, судя по всему, не очень понравилось.
В последний день отдыха мы с девочками устроили фотосессию в бане и выставили свои фото в тазиках в соцсетях, удивив гламурных подписчиков. Однако именно красивые фото из деревни сейчас заполонили соцсети и считаются трендом, а фотографии "а-ля Мальдивы" уже не так котируются: приелись.
Изучение вепсской культуры
Не все избинг-туры предполагают культурную программу, но целью именно нашей поездки было изучить вепсскую культуру. Вепсы – это малая народность, которая проживает в Латвии, Эстонии, Белоруссии, на Украине и в России – в основном в Ленинградской, Вологодской областях и в Карелии. Раньше их было больше 30 тыс. человек, а сейчас осталось около 4 тысяч. И организаторы тура мечтают возродить эту народность, чтобы молодёжь возвращалась в родные деревни и оставалась там.
Старшее поколение чтит свою культуру, бабушки обучают внуков вепсскому языку, который был запрещён в советские времена, проводят во время праздников и значимых событий традиционные обряды. В некоторых богом забытых деревнях есть такие шикарные музеи и такие энтузиасты, которые эти музеи создавали своими руками, что диву даёшься!
В одном из музеев я узнала, что свататься у вепсов принято после 12 ночи, чтобы никто посторонний не узнал, если жених получит отказ. Если невеста согласна выйти замуж, она выносит жениху ложку (ложка соприкасается с готовой пищей, и это означает, что невеста готова к замужеству). Если же невеста не согласна выйти замуж, то она выносит жениху мутовку, которая обычно соприкасается с сырыми продуктами.
В другом музее нас научили делать куколку-плакальщицу своими руками. "Если захотите пожаловаться на жизнь – доставайте куколку и жалуйтесь ей, она вас выслушает и не осудит", – сказала нам мудрая сотрудница музея.
В Вепсском культурном центре мы научились танцевать кадриль, которую потом танцевали по утрам на туманных полях возле стогов сена.
А по вечерам мы читали вслух вепсские сказки. Должна признаться, что эти сказки не для детских ушей – там такое количество оторванных конечностей и убитых людей, что даже взрослым страшно. "Написание и чтение таких сказок для вепсов было своеобразной психотерапией, возможностью прожить свои страхи, наблюдения и фантазии через творчество", – говорит Илья Желтяков, который снимает фильмы о вепсах и проводит туры в разведанные им во время съёмок красивейшие места.
Во что верят вепсы
Вепсы – это первый финно-угорский народ, который принял христианство – это произошло ещё в 11 веке! Но приняли они его своеобразно – как синтез язычества и православия. И до сих пор ничего не изменилось. Все храмы построены возле святых мест, где растут очень странные перекрученные деревья и куда вепсы приходят просить у духов природы поддержки и участия.
Любопытно, что внутри некоторых храмов, кроме икон и свечей, лежат подношения духам – еда, одежда. "Что-то мне не по себе внутри этих церквей, как будто здесь совершаются какие-то языческие обряды", – сказала одна из участниц. И это более чем возможно.
Жизнь в деревне без прикрас
В свободное от посещения музеев время мы ходили к местным жителям в гости, чтобы поесть и пообщаться. Бабушка Наташа встала в 5 утра, чтобы в печи приготовить для нас калитки – национальные вепсские пирожки с ячменём, творогом и картошкой.
Калитки бывают круглые, треугольные, квадратные, в виде лодочки – по форме калитки можно узнать, из какой человек деревни. Бабушка приготовила нам круглые калитки не только потому, что так принято в её деревне, но и потому, что "у вепсов голова круглая, и глаза тоже круглые".
– В деревне жить очень тяжело, – рассказывает нам бабушка Наташа. – Встал в 4 утра, и до 07:30 справляешь хозяйство и вывозишь навоз. Быстро молоко выцедил, и надо бежать на работу. Приходишь в 6 вечера с работы, и пока хозяйство всё справишь, уже десятый час. Не успеешь ужин сделать для семьи, не успеешь лечь – надо в 4 утра опять встать. И такой круговорот, что некогда на природу смотреть. Когда мама выходила на пенсию, я ей завидовала, думала, она наконец-то сможет отдохнуть. А когда сама вышла в 55 лет на пенсию, то не могла руки поднять, даже стакан не могла в руках держать, до того переработала! На пенсии уже нет ни здоровья, ни крепкого сна. А когда работала, некогда было болеть – летом до 12 ночи на сенокосе, а потом хозяйство справляешь.
Наташа рассказала, что они с мужем, свёкром и свекровью держали 20 овец, 2 коровы, 2 телёнка, 2 поросёнка. В речках было так много форели и лосося, что красную икру вёдрами добывали и не могли съесть, приходилось ею скотину кормить.
– Было столько здоровья положено на этот двор! Не дай Бог никому! – делится Наташа. – Раньше у нас был совхоз, в котором было 600 голов скота, и в частных владениях ещё 150 голов. С 2000 года совхоз числился банкротом, так как молоко некуда было сбывать, налоги не платил, отчислений в пенсионный фонд не было, и теперь у нас всех очень маленькие пенсии. В 2014 году совхоз закрыли, молодые семьи отсюда уехали, и теперь никто не держит ни коров, ни овец. Когда был совхоз, была мелиорация и сколько полей было! А теперь всё заросло лесами. Берега мы раньше косили, а сейчас водоросли гниют и к речке не подойти.
Также Наташа рассказала, что у неё недавно был инфаркт и её с трудом спасли. До ближайшей поликлиники ехать 150 км – это минимум 2 часа. Слава богу, у соседей была машина, они и поехали с Наташей навстречу скорой. Всё обошлось.
– Вы придёте в гости и настроение мне поднимете, всю неделю буду о вас вспоминать, – улыбается Наташа. – Ко мне приезжали гости из Канады, Италии, Бельгии и даже из Африки. Девочка из Китая ни бум-бум по-русски, а калитки за обе щёки уплетает! Парень из Италии 4 раза ко мне приезжал, выучил вепсский язык, просил с ним только по-вепсски разговаривать. Интересно, что иностранцы быстрее учат вепсский язык, он им легче даётся – моментально схватывают.
Самогон вместо пирогов
Не ко всем местным жителям оказалось так просто попасть, как к бабе Наташе. Баба Анюта живёт на той стороне реки, куда можно переплыть только на пароме. Как на зло, на речке начался шторм и мы не смогли попасть к ней на "пироги для зятя" – национальное блюдо, которое делается на скорую руку и очень вкусное. Но мы не растерялись и пошли в гости по "тропе чудес" к дяде Вите, который нас не ждал.
Он принял нас очень радушно, развёл костёр, чтобы мы прогрелись и высушились после дождя, а потом – гитару и исполнил нам все туристические песни, какие только вспомнил.
Дядя Витя живёт на берегу речки с персональным спуском к пляжу, увлекается рыбалкой и туризмом, воспитывает внука. Он как раз из тех вепсов, которые вернулись из Санкт-Петербурга в родную деревню и ничуть не жалеют.
Перед отъездом мы сделали несколько фотографий возле стогов сена.
Честно признаюсь, уезжать из вепсской деревни совсем не хотелось, тем более что местные жители провожали нас как родных – собрали калиток с разными начинками в дорогу. Дома я такие калитки, конечно, не приготовлю, потому что у меня нет печи. А вот яичницу по-вепсски с кабачками или баклажанами теперь делаю каждое утро.