В Оружейной палате Музеев Московского Кремля представили после 10-летней реставрации коронационное платье Александры Фёдоровны, супруги Николая I. В нём она изображена на портрете Вильгельма Голике, который можно увидеть в постоянной экспозиции Государственного исторического музея.
Десять лет реставрации – условный срок: параллельно любой мастер работает ещё с несколькими предметами, так что сложно сказать, сколько чистого времени ушло только на эту работу. Но потрачено его в любом случае немало и работа эта исключительная, поэтому платье удостоилось отдельного показа.
Коронационному платью императрицы почти 200 лет и оно украшено богатой вышивкой серебряными нитями: на юбке и шлейфе изображены чередующиеся венки из плюща, лилий и роз, цветы на вышивке объёмные и будто "вырастают" из неё. Рисунок не случаен и сделан в соответствии с правилами так называемого языка цветов, который был хорошо знаком всем дамам XIX века. Плющ символизировал счастливую семейную жизнь, розы – любовь и преданность, а лилии – чистоту помыслов и деяний.
– Во время коронации к императрице никто не мог подойти, при этом её окружали исключительно мужчины: над ней несли балдахин, вокруг шли генерал-адъютанты, – рассказывает Metro Светлана Амелёхина, хранитель коронационного костюма, заведующая сектором тканей Музеев Московского Кремля. – А после церемонии платье навечно отправлялось в хранилище, как и все коронационные костюмы – получается, что на торжестве вся эта изысканная красота и язык цветов был виден и понятен только ей.
На момент начала работы реставраторов над платьем две трети вышивки были утрачены, а цветы местами сломаны, поэтому уникальность этого реставрационного случая в том, что в процессе работы была создана новая методика восстановления и укрепления сильно разрушенной вышивки. Интересно, что её часть реставраторы... дорисовали серебряной краской. Расшивать заново такой большой объём утрат — значит нарушать правила реставрационного подхода, превращая вещь в новодел, поэтому придумали такой необычный ход. Рассматривая платье, разглядеть дорисовку практически невозможно – настолько филигранно она сделана.
Вышивка сделана в технике золотного шитья по настилу: сначала на основу накладывают более грубые стежки, чтобы создать объём, а потом по ним сверху выполняется вышивка серебряными нитями. Так получается рельефный, живой и очень богатый орнамент. "Прорастающие" из этого рельефа тюлевые и шёлковые цветы, также украшенные серебром, представляли для реставраторов отдельную проблему: буквально каждый цветочек был деформирован.
– В ходе реставрации я поняла, как были выполнены объёмные цветы и лепестки: по контуру делалась тонкая проволочка, на неё накладывался шёлковый тюль и поверх него серебряными плоскими нитями выполнялась вышивка, – рассказала Metro художник-реставратор по ткани высшей категории Александра Рябцева, которая и проделала эту уникальную работу.
С течением времени тюль рвётся, так что каждый цветочек пришлось разбирать и восстанавливать. Новые серебряные нити для такой работы не подходят: они другие по составу металла, и с большой вероятностью будут со временем патинировать так, что их отличие от старых нитей станет ещё более заметным. Поэтому вековые нити "добыли" из остатков серебряного галуна, который нашёлся в реставрационных мастерских Музеев Московского Кремля.
Ткань, из которой сделано платье, заслуживает отдельного упоминания. Это лёгкая серебряная (разновидность гладкой) парча, практически невесомая.
– Российские императрицы очень боролись за вес своего коронационного платья, – рассказывает Светлана Амелёхина. — В этом смысле Александре Фёдоровне чрезвычайно повезло: её платье сделано из легчайшей серебряной парчи, шлейф совсем не длинный, ей было не тяжело. А вот, например, Мария Фёдоровна, жена Александра III, от тяжести своего коронационного костюма настрадалась и рекомендовала своей преемнице по возможности облегчить вес платья.
Технология создания тонкой серебряной парчи сейчас утрачена: серебряная нить ткётся одновременно с шёлком, в результате с обратной стороны ткани виден шёлк, а с лицевой – серебро. Со временем шёлковые нити, которые держат серебряные, лопаются и серебро обвисает, поэтому коронационные облачения часто нуждаются в реставрации. Для восстановления наряда Александры Фёдоровны реставратор полностью сдублировала его ткань, фактически её заново соткав: она перекрыта тончайшей сеткой, на которую нанесены тысячи невидимых стежков, что позволило укрепить эту чрезвычайно хрупкую вещь.
Интересно, что платье из серебряной парчи было не только у Александры Фёдоровны: все коронационные наряды российских императриц, начиная с Елизаветы Петровны, выполнялись только из гладкой серебряной парчи с непременной вышивкой серебром. За прошедшие двести лет серебро на платье Александры Фёдоровны, конечно, потускнело.
– Серебро было не такое серое, как сейчас, – рассказывает Светлана Амелёхина. – Парча была только что соткана и на ней не было патины. Когда императрица во время коронации шествовала в Успенский собор, от неё разливалось сияние, потому что солнце отражалось от серебра, и царица сверкала, как зеркало, как бриллиант.
На момент коронации 22 августа 1826 года Александре Фёдоровне исполнилось 28 лет и она была матерью четверых детей. Глядя на талию платья, сложно отделаться от предположения, что за 200 лет ткань, скорее всего, усохла минимум на два размера – такое нередко случается с предметами музейного текстиля, и именно поэтому одежда людей прошлого на выставках нередко кажется нам какой-то слишком детской по размеру. Но в случае с платьем Александры Фёдоровны эта версия не работает: во-первых, из-за металлических нитей в ткани, которые держат основу, во-вторых, платье все 200 лет хранилось в идеальных условиях белокаменных кремлёвских стен с низкой температурой и идеальной для тканей влажностью.
– Это платье не усохло и не пострадало, на нём нет пятен, – говорит Светлана Амелёхина. – Например, во время коронации Александра III шёл дождь, поэтому на коронационных вещах остались пятна от воды, и с тех пор костюмы "чувствуют" себя не очень хорошо.
Исследования сверкавшего как бриллиант платья ещё не завершены. Об истории его создания практически ничего не известно: в документах русских коронационных комиссий записаны сведения только о платье последней императрицы. Но недавно хранитель коронационного костюма Музеев Московского Кремля наткнулась на возможный след.
– Не так давно в командировке по Европе в одном из музеев я увидела во временной экспозиции точно такое же платье. У меня был шок, потому что символика коронационного наряда разрабатывалась под конкретную владелицу, – рассказывает Светлана Амелёхина. – Единственное отличие: в нём нет шлейфа, а само платье – точная копия, причём из такой же ткани с таким же рисунком. В самом музее ничего о нём не знают: они приобрели платье в 1980-х годах. Но у меня есть версия, в какой мастерской его сделали.
Пока в Музеях Московского Кремля не хотят раскрывать интригу, но известно главное – платье было создано русскими мастерами.
Наряд, в котором Александра Фёдоровна (1798 – 1860) присутствовала на коронации 22 августа 1826 года, выполнен из лёгкой серебряной парчи и украшен объёмной вышивкой серебряной нитью и блестками в виде венков из лилий и роз. Он состоит из двух частей.
Нижняя часть представляет собой платье с укороченным лифом и колоколообразной юбкой, сшитое в точном соответствии с европейской модой середины 1820-х гг. Верхняя распашная часть коронационного облачения напоминает род жилета со шлейфом. В плечевые швы вшиты рудиментарные рукава-ленты с разрезами в верхней части и манжетами в нижней, что свидетельствуют о том, что это так называемое "русское" платье в его новой модификации. "Русское" платье ввела в моду императрица Екатерина II, а с начала XIX века оно стало обязательной парадной дамской униформой при императорском дворе.