Что за жанр?
– Слово "иммерсив" переводится с английского как "погружать". Поэтому иммерсивный жанр предусматривает, что зритель полностью растворяется в действии, – говорит Степан Лапин, актёр театра и кино, исполнитель главной роли в самом продолжительном в Европе иммерсивном шоу "Вернувшиеся". – Идеально, когда у создателей получается вызвать ощущение, что зритель попал в кино или в параллельную реальность.
Как проходят шоу?
– Многие подобные шоу проходят в особняках, там нет сцены. Зрители свободно перемещаются по всем этажам и комнатам дома, актёр играет спектакль на расстоянии вытянутой руки, вытянутого пальца даже. В случае нашего проекта пришедшие на спектакль словно через тайный портал попадают в норвежский дом конца 19-го века, где всё настоящее: можно попробовать еду, которую мы едим, выпить то, что мы пьём – одним словом, полностью прикоснуться к жизни каждого персонажа, – говорит Степан. – Возможно, на входе у вас отберут телефон, наденут на вас маску, разведут по разным помещениям с вашими друзьями и родными, и, увидевшись после шоу, вы начнёте рассказывать друг другу сюжеты разных спектаклей: все по-разному видят и смотрят такие шоу, у каждого свой опыт. И это точно будут новые эмоции.
Такой формат помогает изучить прежде всего себя, узнать, может быть, свои тайные желания, отыскать свою проблему и проработать её. Степан Лапин
В чём главный плюс таких спектаклей?
– Первое – это новые ощущения восприятия театра как такового и своих внутренних границ. Например, если вы в маске, это одновременно даёт анонимность и полную свободу. Зрители больше не являются теми, кем были "до". Срабатывает некое правило "карнавала" – ты можешь себе позволить больше, чем в реальной жизни: побыть тем, кем не позволяешь быть сам себе. Такой формат помогает изучить прежде всего себя, узнать, может быть, свои тайные желания, отыскать свою проблему и проработать её, – говорит Лапин. – Да и актёры тоже многое прорабатывают в себе на таких проектах. Например, одна моя коллега, играя сцену, представляла перед собой своего отца и словно разговаривала с ним. У неё были к нему вопросы, но не было возможности поговорить напрямую. Она это делала через актёрскую игру. И после года проката шоу она закрыла этот вопрос, словно после сеансов с психологом.
Иммерсивный театр – явление в Европе не новое. Основоположником жанра считается британская театральная группа Punchdrunk, создатели спектакля Sleep No More. Поставленное ими в 2003 году шоу по шекспировскому "Макбету" получило множество восторженных отзывов. В России же первым иммерсивным спектаклем стал "Чёрный русский" по мотивам повести Пушкина "Дубровский". Его зрители впервые увидели в 2016 году. Прошло не так много лет, но жанр окончательно встал на ноги и заполучил массу поклонников.
Актёры действительно особенно настроены на зрителей?
– Маски, темнота, дым, музыка, разные люди... И даже в этих условиях мы научились считывать только по глазам и позиции человека, готов ли он к взаимодействию или нет. Зачем заставлять человека делать то, что он не хочет? Так навредишь только, причём обоим. Есть разные степени – от мимолётного контакта ради интриги до того, что кого-то одного забирали в комнату и там происходила сцена один на один. И никто, кроме того счастливчика и актёра, не знал, что там было. Это эмоциональная тайна, провокация на глубинные эмоции, – рассказывает Степан. – И у каждого актёра эта сцена была индивидуальная. Ну и, конечно, всё зависит непосредственно от того, как реагирует каждый зритель. Бывало так, что сцена задумана про одно, а получается про другое, так как зрителю на тот момент это было важнее. И в этом сила этого жанра.
Как подготовиться к такому опыту?
– Рекомендую, по возможности, зрителю, оказавшемуся в таком проекте, на пару часов отключиться и начать жить в том мире, как в реальном. Именно поэтому на входе у вас могут забрать телефон, увести от друзей. Только когда присвоишь полностью эту игровую вселенную, а ещё и научишься взаимодействовать с персонажем, только после этого откроется возможность понемногу покопаться в себе. Это увлекательнейший процесс, ведь сколько пластов, как у земли, надо пройти, чтобы дойти до этого ядра и начать играть со своим "я", как с кубиком Рубика.
Плюс такого театра прежде всего в том, что у зрителя появляется возможность не просто со стороны наблюдать за действием, но и воспринимать его с помощью всех органов чувств. Он не сидит на стуле в одном месте, а ходит по комнатам, пробует на вкус (часто в таких постановках предусмотрены некие дегустации), чувствует запахи, получает тактильные ощущения и даже в той или иной степени взаимодействует с актёрами. Этот опыт – идеальный вариант для проверки собственных способностей. Самое главное – подготовиться к походу и внимательно прочитать перечень ограничений и противопоказаний, чтобы не навредить себе. Екатерина Мельникова, семейный психолог, член Ассоциации "Союз психологов и психотерапевтов"